Ереван будет шантажировать Москву арестом Путина Экспертные мнения на Caliber.Az
Армения, подставив в очередной раз своего ближайшего союзника Россию, сама оказалась в достаточно непростом положении. Как известно, пару месяцев назад Ереван начал процесс ратификации Римского статута Международного уголовного суда (МУС). А накануне (24 марта) Конституционный суд страны постановил, что присоединение страны к Римскому статуту соответствует армянской Конституции. То есть, по сути, это решение означает, что власти Армении отныне будут просто обязаны задержать на своей территории президента РФ Владимира Путина, в отношении которого Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест.
Напомним, что на минувшей неделе МУС санкционировал задержание Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Марию Львову-Белову, которых подозревают в незаконной депортации детей с оккупированных территорий Украины в Россию. В Москве, естественно, заявили, что РФ не признаёт Международный уголовный суд в Гааге, а значит и не подпадает под его юрисдикцию. Однако парадокс в том, что, подписывая Римский статут, Ереван фактически принимает все его условия и теперь будет вынужден независимо от своего желания арестовать в случае приезда в Армению главу России - страны, благодаря которой армяне выживают уже целых 30 лет. Впрочем, и в советское время они существовали исключительно за счет Москвы и других союзных республик.
К слову, свое обращение по этому поводу в Конституционный суд руководство Армении аргументировало возможностью «призвать Азербайджан к ответу за военные преступления». Сам Римский статут был принят в 1998 году, но до сей поры Армения не изъявляла желания стать его участником. Более того, в 2004-м КС страны признал обязательства государств-участников, установленные этим международным документом, противоречащими ряду положений действовавшего тогда Основного закона РА.
В Ереване не могут не сознавать крайней, мягко говоря, щепетильности своего решения в отношении Статута. Так что вполне возможно, что обязательство «арестовать Путина» станет для Армении новым инструментом, чтобы шантажировать Москву, выклянчивая определенные преференции, в том числе и по условиям заключения мирного договора с Азербайджаном, касающимся Карабаха.
О том, какой может быть реакция Москвы на очередной финт Еревана своим мнением с Caliber.Az поделились зарубежные эксперты.
Как считает руководитель Лаборатории политических и социальных технологий РФ Алексей Неживой, присоединение Армении к Римскому статуту является четкой демонстрацией антироссийской сущности и геополитической близорукости нынешних ее властей.
«Запад далеко, а все, кто рядом, такого взгляда на МУС и российского президента не разделяют.
…Есть хорошая поговорка: кусающий кормящую руку затем целует пинающий его сапог. Ничего хорошего от России своими демонстрациями ненависти Армения не добьется, в вопросе Карабаха тем более. Полагаю, что выпад армянского правительства в адрес руководства РФ крайне отрицательно скажется на дальнейших армяно-российских отношениях», - убежден московский эксперт.
А.Неживой не сомневается, что Международный уголовный суд стал инструментом объявления Западом войны России, а охота на российское руководство – это «необратимый ход. Соответственно, и у Армении тоже нет дороги назад».
По оценкам же российско-израильского политолога Константина Пахалюка, все предположения о последствиях признания Арменией Римского статута несколько смелы, потому что ратификация устава МУС - процесс все же не быстрый.
«Армения решилась на это ввиду желания ретроспективно обвинить Азербайджан в «военных преступлениях» во время войны. То есть постараться задействовать в своих интересах еще один международный механизм. Однако этот процесс совпал с другим - подготовкой и выдачей ордера МУС на арест Путина. Ответное наигранное презрение российских властей и полуофициальная истерика, включая рассуждения Медведева о нанесении удара по МУС гиперзвуковой ракетой, конечно, показательны и свидетельствуют о том, что в Кремле понимают политические и символические последствия этого ордера. Наспех организованный визит президента России в оккупированный Мариуполь - тому подтверждение.
Возможно, Кремль ожидал, что Армения отложит решение о ратификации, но этого не произошло. Вряд ли это является прямой угрозой ему или формой шантажа, думаю, смысл тут в другом: в то время как Россия делает все, чтобы выказать высокомерное презрение к западным международным институтам, Армения продемонстрировала обратное - готовность опираться на них, не считаясь с эмоциями и чувствами патрона. И это расхождение, безусловно, более фундаментальное и бьющее по представлениям Кремля, что он может стать центром альтернативной глобализации. Но так или иначе решение по МУС скорее будет возбуждать подозрительность у российских элит и стимулировать раздражение у простых людей», - полагает Константин Пахалюк.
Несколько иной точки зрения придерживается научный руководитель Центра этнических и международных исследований, главный редактор журнала «Архонт» Антон Бредихин. Подобное решение правительства Армении, убежден он, это не что иное, как в высшей степени предательство в отношении России.
«О каких стратегических отношениях с Арменией в таком случае можно говорить? Разумеется, ни о каких. Особенно учитывая, что действия ее правительства, направленные против России, носят последовательный, а отнюдь не единичный характер. Этому предшествовали митинги антироссийского характера, в частности против Владимира Путина, а также резкие заявления о выходе из ОДКБ и выводе российской военной базы из Гюмри. На фоне всего этого стоит задаться вопросом - а зачем мы поддерживаем такую власть в Армении? В принципе, Никол Пашинян никогда не был союзником России - ему пришлось играть какое-то время эту роль, чтобы сохранить суверенитет Армении, а сейчас он пытается показать Западу, что он свой и является его марионеткой. И я даже не исключаю, что после такого решения армянского суда Ереван может присоединиться к санкциям против Москвы, к тому или иному пакету Европейского Союза. Ведь раз Армения сидит на двух стульях и хочет, кроме процесса евразийской интеграции, реализовывать и процессы европейской интеграции, то присоединение к новому пакету санкций может получить всеобщее одобрение в рамках ЕС.
России стоит поставить вопрос ребром: если армянские власти открыто присоединятся к решениям, которые выносятся против нашей страны и нашего лидера, то такой власти быть не должно», - резюмировал Антон Бредихин.