Навасардян: Гарантий Запад не дает, но Франция будет вооружать Армению
«Армяно-российские отношения я бы сравнил с поведением двух людей, находящихся достаточно далеко друг от друга и, не слушая друг друга, говорящих какие-то вещи, которые не нравятся другой стороне. Это продолжается, хотя Армения по-прежнему во многом связана с Россией, и я думаю, что это было бы более уместно и эффективно, независимо от уровня остроты, диалог должен состояться, и они должны попытаться максимально примирить отношения, насколько это возможно, к реалиям, которые существуют сегодня».
Как передает Caliber.Az, об этом почетный президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян заявил, отвечая на вопрос армянских СМИ о состоянии армяно-российских отношений.
«Сейчас можно сказать, что эти отношения находятся на «шпагате», с одной стороны, чисто договорно-документальная база подразумевает, что мы стратегические союзники, но в реальной жизни от этих союзнических отношений ничего не осталось. Есть только противоречия в самых важных вопросах, и, конечно, хотелось бы, чтобы, учитывая сохраняющуюся важную роль России в нашем регионе, мы прояснили отношения на разных уровнях и направлениях. Необходимо снять острую риторику между Москвой и Ереваном, которая не может принести никаких положительных результатов.
В России уже поняли, что шаги Армении вполне серьезные, они не только на уровне заявлений, что Армения находится в процессе смены своих геополитических ориентаций, и, я думаю, они должны были быть заинтересованы в претворении этих реалий в жизнь, предметом обсуждения и основой более ясных отношений.
Понятно, что договориться будет непросто или даже невозможно сегодня, я это тоже не исключаю, но прямой, спокойный и конструктивный разговор желательнее, чем рассылать эти шумные послания», — сказал Навасардян.
Отвечая на вопрос журналиста, почему этот прямой разговор не происходит, Навасярдян сказал: «Я думаю, что в России было представление, что не нужно вести диалог с Арменией, все вопросы можно решать монологом, диктуя Армении. С другой стороны, в Армении, будучи недовольны этим и пытаясь решать вопросы без всякой связи с Москвой, упустили тот период, это не только последние 5–6 лет, это как минимум 15–16 лет, когда это было необходимо наладить отношения с реальностью. Вместо этого были подписаны новые соглашения о новых интеграционных процессах в форме Евразийского экономического союза на случай, если интересы Армении и России все больше расходятся друг с другом, если не сказать, вступают в противоречие. Такое неадекватное отношение к отношениям с обеих сторон привело к сегодняшней неопределенной ситуации».
Журналист напомнил, что в МИД России заявили, что единственным реальным гарантом суверенитета Армении является расположенная в Армении 102-я военная база, отметили, что Армению ждет «разбитое корыто» и спросил у Навасярдяна - Являются ли такие заявления угрозой или предупреждением?
«Это односторонние попытки привести отношения к нормальному режиму, который существовал раньше, когда Россия выдвигала требования или условия, а Армения, будучи недовольна ими, в любом случае выполняла или возлагала на Россию большие надежды, чем позволяла реальность. Фактически и сегодня Москва продолжает использовать тот же язык угроз, но ясно, что сказанное далеко от истины и той роли, которую 102-я военная база имела 20 или 25 лет назад, сегодня не имеет.
Турция накопила такие силы в нашем ближайшем окружении, что военное присутствие России не имеет ничего взамен, можно сказать, то есть если Турция захочет предпринять какие-то агрессивные действия, то вряд ли Россия сможет сдержать ее своим присутствием», — ответил он.
Отвечая на вопрос о реальных гарантиях со стороны Запада, «которые обеспечат безопасность Армении», Навасярдян сказал: «У нас нет гарантий, но есть некий процесс, согласно которому Запад вносит свой вклад в нашу систему безопасности, и первым и самым большим проявлением является присутствие гражданских наблюдателей в Армении и расширение этой миссии. Несмотря на то, что это не гарантия, мы должны признать, что армяно-азербайджанская граница, вероятно, была бы гораздо более беспокойной, если бы там не было этих наблюдателей, это факт.
Следующий шаг со стороны Запада, и в первую очередь речь идет о Франции, — это повысить готовность поставлять оружие Армении и попытаться внести свой вклад в безопасность Армении в этом отношении.
Понятно, что существенный результат это может дать только в случае долгосрочного сотрудничества, но мы опаздываем с проведением работ в этом направлении, но это не значит, что нам не следует делать это сейчас, но, повторю еще раз, это, конечно, не гарантия.
Интенсивность диалога между Арменией и коллективным Западом, встреча, ожидаемая 5 апреля, свидетельствует о том, что работа идет постоянно, и эта работа, вероятно, не имеет сегодня значимой альтернативы.
Но эта работа должна быть не заменой армяно-российских отношений, а дополняющей их, как бы мы ни были близки к отношениям с Западом, в отношениях Москва — Ереван должна быть определенность».