twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Африка и Китай: союз, который меняет мировой баланс Обзор Артема Кирпиченка

06 Октября 2025 09:05

За прошедшие с момента основания Китайской Народной Республики 76 лет отношения Пекина с африканскими странами укрепились и развились. Ярким тому примером является то, что вот уже 35 лет подряд министры иностранных дел Китая совершают свой первый визит в начале года в Африку.

В целом развитие китайско-африканских связей можно условно разделить на два этапа. В первый, до 1999 года, Китай установил дипломатические отношения с большим количеством африканских стран, и на этот процесс огромное влияние оказала Конференция 29 стран Азии и Африки, прошедшая в апреле 1955 года в городе Бандунг (Индонезия), в ходе которой премьер-министр Чжоу Энлай впервые встретился с руководством африканских государств. После этого форума китайская сторона активизировала контакты с государствами континента, а 30 мая 1956 г. было подписано совместное коммюнике с Египтом об установлении дипломатических отношений.  

В тот период Китай оказывал странам Африки поддержку в их борьбе за независимость и против западного колониализма и империализма, хотя на тот момент и сам испытывал определенные финансовые трудности. Однако именно такая позиция позволила Поднебесной завоевать немалый авторитет на Африканском континенте. 

Период после 1999 года ознаменовался кардинальными изменениями в международной системе координат, а Китай и Африка вступили в новый этап активного экономического развития, отношения между ними стали более зрелыми и содержательными. 

Эксперты отмечают, что, во-первых, возросло количество визитов высокого уровня. Цзян Цзэминь, Ли Пэн, Чжу Жунцзи, Ху Цзиньтао и другие лидеры Коммунистической партии Китая неоднократно посещали африканские страны. Как отметил председатель КНР Си Цзиньпин, «основа и движущая сила китайско-африканских отношений — это люди. Поэтому развитие наших отношений должно быть в большей степени ориентировано на людей». Кстати, уместно будет отметить, что в программе визитов китайских высокопоставленных лиц особое и важное место уделяется инициативе «Один пояс – один путь» с целью побудить африканские страны присоединиться к ней. 

Здесь также необходимо отметить значимость Форума китайско-африканского сотрудничества (ФКАС), четвертый саммит которого состоялся в Пекине в сентябре прошлого года. Для иллюстрации важности ФКАС можно привести слова официального представителя МИД КНР Мао Нин: «Во время саммита Китай установил или усилил стратегическое партнерство с 30-ю странами. Отношения Китая с Африкой в целом повышены до уровня сообщества единой судьбы в новую эпоху с более четким позиционированием и богатыми коннотациями. Было выдвинуто шесть предложений по совместному продвижению модернизации и сформулирован план следующего этапа сотрудничества. Также на саммите приняты Пекинская декларация и Пекинский план действий Форума китайско-африканского сотрудничества на 2025-2027 годы. Председатель КНР Си Цзиньпин предложил программу партнерских действий Китая и Африки по совместному продвижению модернизации в 10 областях на ближайшие три года».

Во-вторых, Китай и Африка продолжают оказывать друг другу поддержку на международной арене. Африканские страны выступают на стороне Китая и против Запада в вопросе прав человека, и подавляющее большинство из них неизменно придерживается политики «одного Китая». КНР, в свою очередь, отстаивает интересы африканских государств в ООН и других международных организациях, поддерживая их усилия по защите законных прав и интересов, привлекая внимание международного сообщества к Африке и активно участвуя в миротворческой деятельности на этом континенте. 

В-третьих, торгово-экономические отношения между Китаем и Африкой прошли путь от односторонней помощи по правительственным каналам до многостороннего взаимовыгодного сотрудничества, включающего создание совместных предприятий, реализацию проектов, взаимодействие в сфере труда и управления. КНР и африканские страны также расширяют сотрудничество в культурной, образовательной, медицинской, военной, научно-технической и других сферах.

Кроме того, еще с 1995 года правительство Китая предоставляет африканским странам льготные кредиты с субсидируемыми государством процентными ставками, чтобы стимулировать сотрудничество китайских и африканских предприятий в рамках проектов по оказанию иностранной помощи с долевым участием. 

По состоянию на конец 2024 года Пекин был крупнейшим торговым партнером Африки в течение 16 лет подряд, и в 2025-м темпы роста двусторонней торговли продолжали набирать обороты. Согласно данным, опубликованным Главным таможенным управлением КНР, за первые пять месяцев текущего года объем торговли Китая со странами Африки достиг рекордного уровня в 963,21 млрд юаней, увеличившись на 12,4 процента в годовом исчислении.

На местах это выглядит как целый комплекс китайских инвестиций: дороги и инфраструктура, медицинские учреждения, жилые комплексы и изобилие китайских товаров. Во многих африканских странах китайские потребительские товары закладывают стандарты для локальных брендов. Входящие в состав компании Transsion Holdings китайские бренды мобильных телефонов — Tecno, Infinix и Itel — занимают половину рынка на континенте. Доступные по цене и адаптированные к африканским условиям (например, с возможностью использования нескольких SIM-карт, поскольку пользователи переключаются между разными операторами связи, чтобы получить более дешевые пакеты услуг), эти телефоны демонстрируют способность китайского рынка отвечать потребностям региона. Модели телефонов из других стран, такие как Samsung или iPhone, можно встретить только у очень обеспеченных африканцев. 

Помимо этого, за последнее десятилетие китайская сторона предоставила бесплатные спутниковые антенны тысячам людей в странах Африки к югу от Сахары. Это является и частью «мягкой силы» Поднебесной, поскольку пакеты вещания, как правило, включают в себя китайский контент, дублированный на местных языках. 

Китай преобразует и африканскую инфраструктуру, его влияние наиболее заметно в сфере строительства. В Хартуме, столице Судана, строительный бум в начале нулевых привлек такое большое число китайских строителей, что на окраине города для них был возведен специальный жилой комплекс. Гигантская автомагистраль, построенная в Найроби China Road and Bridge Corporation, в одночасье преобразила кенийскую столицу, сократив заторы на дорогах. КНР даже построила штаб-квартиру Африканского союза в Эфиопии. Наблюдатели отмечают, что африканские города постепенно становятся похожи на мегаполисы Поднебесной. 

На долю китайских компаний приходится 8% от общего объема добычи полезных ископаемых в Африке, однако эта доля стремительно растет за счет сделок по приобретению медных рудников в Замбии, месторождений кобальта в Демократической Республике Конго и проектов по добыче лития в Зимбабве. В то же время Африка приобретает все большее значение для усилий Китая по контролю над глобальными цепочками поставок чистой энергии. 

Китайские государственные компании участвуют в 78 африканских портах в качестве финансистов, застройщиков или операторов, представляя 33% портовой инфраструктуры континента. Согласно докладу под названием «Картирование стратегического развития портов Китая в Африке», опубликованному 10 марта 2025 года Африканским центром стратегических исследований (ACSS), поддерживаемые китайской стороной портовые проекты охватывают 32 страны, с сильной концентрацией в Западной Африке (35 портов). В Восточной Африке таких портов 17, Южной Африке – 15, а в Северной Африке – 11. Самые значимые инициативы на Африканском континенте с участием Китая включают в себя строительство железной дороги Танзания — Замбия (TAZARA), нового контейнерного терминала в египетском порту Эль-Дехейла, глубоководного порта Лекки в Нигерии и контейнерного терминала в Абу-Кире, где располагается египетская военно-морская база.

Западные наблюдатели отмечают, что успех КНР в Африке можно объяснить тремя стратегическими преимуществами: Китай быстрее принимает решения; быстрее реализует проекты; не вмешивается во внутренние дела африканских партнеров. Африканцы, в свою очередь, отмечают, что «если вы поговорите с китайцами, то получите дорогу, а если поговорите с европейцами, то получите лекцию». 

В свою очередь, президент Руанды Поль Кагаме заявил, что «Китай относится к Африке как к равному партнеру» — и добавил, что эти отношения «основаны как на взаимном уважении, так и на взаимных интересах».

В 2026 году исполнится 70 лет с момента установления дипотношений между Китаем и государствами Африканского континента, и это событие наверняка ознаменуется рядом торжественных мероприятий, к примеру, таким как «Год сотрудничества народов КНР и Африки», ведь, как подчеркнул на Пекинском саммите Форума китайско-африканского сотрудничества Си Цзиньпин, «китайско-африканская дружба выходит за рамки времени и пространства, охватывает горы и моря и передается из поколения в поколение». 

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 177

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
telegram
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Подписывайтесь на наш Telegram канал
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading