Айастанцы VS шуртвацы Ширится раскол в армянстве
Событие двухлетней давности, а именно жестокое поражение во Второй Карабахской войне, наложило отпечаток не только на политико-экономическое состояние Армении, но и стало причиной раскола в армянстве. Разлад в отношениях произошел и между армянами - гражданами РА и проживающими в Карабахском регионе Азербайджана. Вообще-то эти отношения и раньше не были идеальными, но 44-дневная война обнажила болезненные трения между этими двумя группами и привела к серьезному конфликту между ними.
Отслеживая армянский сегмент социальных сетей, нередко встречаешь их обоюдные оскорбления. Аястанцы (армяне Армении) твердят, что за Карабах должны воевать исключительно карабахские армяне, тем более что они не совсем настоящие представители и только загрязняют своим диалектом язык, а обычаями культуру. А армянские жители Карабаха считают, что Ереван их во всем обделяет и что им нужно гораздо больше, чем аястанцам, в частности необходима военная помощь и живой силой, и оружием. И тут в ответ выступает главная претензия ереванцев: карабахские армяне «отравлены азербайджанским духом», который они впитывали почти два века, со времен Грибоедова.
Разногласия среди армян из разных регионов Южного Кавказа и мира существовали всегда, но после освобождения Карабаха от оккупации они переросли в острую взаимную неприязнь и даже ненависть, выплескиваясь не только во Всемирную паутину, но и в отнюдь не виртуальные распри и стычки. Чтобы оценить масштаб армянско-армянской враждебности, достаточно почитать некоторые армянские Telegram-каналы.
Вот один пример: «Я в эти дни смотрела комменты арцахцев под видео украшения Еревана - столько желчи, зависти, даже проклятья, многие нервничали, что на Ереван потрачено 650 000$. Но никогда не видела таких же комментов (под постами про 20 миллионов $ и вообще 400 миллионов $ в год Арцаху) от армян Армении, хотя это и их деньги».
И такие обвинения звучат все громче и громче, причем с обеих сторон. То есть неприязнь лишь усугубляется – айастанцы и карабахцы вовсю винят друг друга и в военном поражении, и в недостатке национальной гордости, и в объедании одних другими.
А еще жителей Армении возмущает, что их родные погибали в Карабахе, пока карабахские армяне разгуливали по Еревану в статусе беженцев. Аястанцы упрекают карабхских в том, что вместо того, чтобы воевать в Карабахе, они массово перебрались в Армению и считают виновником своих бед Ереван.
Темой горячих дискуссий в соцсетях между этими двумя группами людей становится дотационная помощь, которую официальный Ереван оказывает незаконному образованию. Аястанцы недовольны тем, что их деньги тратятся на нужды карабахцев.
И надо сказать, что недовольство жителей Армении в некоторой степени объяснимо. Проходя мимо военного кладбища Ераблур, ереванцы непроизвольно задаются вопросом - за что погибли эти многие тысячи граждан Армении? Считается, что «за родину», а на самом деле за вовсе не нужный ереванцам Карабах, что привело страну к нищете. К тому же в Ереване и остальной Армении еще не забыли время, когда их страной правили пришлые. Отлично помнят, как карабахский клан на протяжении двух десятилетий грабил Армению и довел страну до экономического краха. В общем, накопилось слишком много обид и претензий друг к другу, не говоря уже о трагических событиях марта 2008 года, когда прибывшие по приказу Кочаряна и Саргсяна в Ереван отряды боевиков из Карабаха жестоко разогнали митинг ереванских.
Не подлежит сомнению, что именно из-за крайне неприязненного отношения жителей Армении к руководству республики, которое чуть не полностью состояло из карабахских бандитов, Пашиняну удалось прийти к власти. И сегодня рейтинг Пашиняна держится вовсе не на доверии народа к его политике, а на недоверии и враждебности к карабахскому клану. Красная линия была проведена Пашиняном: еще в 2018 году он первым объявил карабахских армян вне закона. И сегодня это не просто внутриармянские распри, а процесс более глубокий и охватывающий широкое пространство.
Впрочем, ереванские армяне всегда считали карабахских второсортными — еще в советские годы они их презрительно называли «шуртвац» (перевертыши). А в настоящее время разлом в отношениях между «истинными» армянами и «карабахцами» стал носить ярко выраженный ментальный характер со всеми вытекающими последствиями.