Алжирский тупик Макрона Французские спецслужбы подкармливают террористов
И без того непростые отношения между Алжиром и Францией переживают в последние недели очередной виток напряженности.
Так, в середине декабря прошлого года Алжир вызвал посла Франции Стефана Ромате, чтобы вынести ему предупреждение в связи с враждебными планами французской разведки в отношении этой африканской страны. Согласно данным, французская разведка вербовала бывших алжирских радикальных исламистов для подрыва стабильности в стране. В качестве примера приводится дело Мохамеда Амина Аиссауи, который недавно выступил с соответствующим признанием. Об этом, в частности, рассказывается в передаче «Провал заговора: алжирские орлы-победители», которая транслировалась на двух государственных телеканалах Алжира – EPTV и AL24. По словам Аиссауи, Главное управление внешней безопасности Франции завербовало его для формирования вооруженных группировок в Алжире. В планы французских разведывательных служб входила и организация террористических актов в Алжире. Между тем, спецслужбы Алжира уже имели информацию о планах французов. Соответствующие структуры Алжира, составив фейковые списки, передали их французской стороне через Аиссауи.
Алжирские власти предупредили Ромате, что подобные действия «не останутся без внимания» и что они не будут бездействовать в связи с «посягательством на суверенитет страны».
Эскалация же последних недель и дней связана с двумя людьми, обоих из которых по чистому совпадению зовут Буалем, и истории которых развивались практически параллельно.
16 ноября 2024 года в Алжире был арестован франко-алжирский писатель Буалем Сансаль. Он, бывший сотрудник Министерства промышленности, ранее утверждал, что значительная часть северо-западной части Алжира исторически принадлежала Марокко. Алжирские власти арестовали Сансаля 16 ноября в аэропорту после его возвращения из Франции. Местные СМИ сообщили, что ему предъявили обвинения по статье 87 Уголовного кодекса, обвинив в подрыве национального единства и территориальной целостности. Во время своего выступления в Елисейском дворце Макрон заявил, что Алжир «помешал лечению тяжелобольного человека», и призвал освободить Сансаля. Президент Алжира Абдельмаджид Теббун обвинил Францию в том, что она «прислала нелегитимную фигуру».
А Нааман Буалем, более известный под прозвищем «Дуалемн» или «Буалем Дз», 59-летний алжирский тиктокер, был арестован уже во Франции в Монпелье за «подстрекательство к насилию» в видеороликах, которые он разместил в социальных сетях. Французские иммиграционные власти посадили его на рейс в Алжир, но там отказались принять его, заявив, что ему запрещен въезд на территорию страны. Вечером того же дня он был отправлен обратно во Францию. «Я хочу выразить свое удивление, — сказал министр внутренних дел Франции Брюно Ретайо после возвращения высланного блогера. — Мы достигли крайне тревожного порога в отношениях с Алжиром. Алжир стремится унизить Францию. Это новый акт агрессии. Мы должны изучить все доступные нам способы возмездия». У Франции «не будет другого выхода, кроме как принять ответные меры», если «алжирцы продолжат эту эскалационную позицию», заявил уже министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро.
Такое развитие событий стало очередной вехой и без того напряженных отношений между Алжиром и Францией. У двух стран много точек противоречий, имеющих свои корни в жестокой колониальной политике Франции, – и все они еще больше обострились на фоне остро актуальных споров о будущем Западной Сахары.
Ситуация усугубилась в июле 2023 года, когда Алжир отозвал своего посла из Парижа в знак протеста против поддержки президентом Макроном плана Рабата относительно автономии Западной Сахары в составе Марокко. Дело в том, что Алжир поддерживает идею независимости Западной Сахары и рассматривает поддержку Парижем Рабата в этом вопросе как реализацию его неоколониальной политики. С Рабатом у Парижа стабильно хорошие отношения, и контролировать богатую минералами Западную Сахару с точки зрения Парижа будет легче, если она будет автономией в составе Марокко, нежели независимым государством.
Прискорбно, что две арабские страны оказались разделены французской политикой. Впрочем, не будем углубляться в суть западносахарского конфликта – сейчас речь больше о Франции. Для Парижа Западная Сахара является чуть ли не последней надеждой остаться, хоть и опосредованно, на плаву на африканском континенте, с которого ее поперли одна за другой ряд стран. Однако в попытке сделать это Макрон в очередной раз ведет себя топорно – по-другому он попросту не умеет. Не исключено, что новый предпринятый Макроном вираж в Африке приведет его к очередному тупику.
Алжирский парламент уже призвал французские власти соблюдать принципы международных отношений, включая взаимное уважение. Руки Франции по локоть в крови в этой североафриканской стране, где в жажде завоевать, а потом и сохранить колонию, французская армия вырезала сотни тысяч местного населения. До сих пор за это не последовало внятного извинения. Последние события показывают, что Париж не извлёк для себя никаких уроков и вместо трудного, но необходимого сближения с алжирской столицей делает всё для того, чтобы отдалить от себя эту важную страну Африки и арабского мира.