twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Антироссийские санкции: как соседним странам не оказаться между молотом и наковальней? Расклад Сергея Богдана

05 Марта 2022 17:31

В четверг президент США Джо Байден объявил о введении максимальных санкций против РФ для «перекрытия ее доступа к технологиям, а также мировой финансовой системе». Как практически во всех других таких случаях массированных санкций, основной удар пришелся по тем, кто лично ни в чем не виноват. Как соседним странам, включая Азербайджан, относиться к этим беспрецедентным западным мерам?

Если у вас в руках молоток...

Один из комментаторов «Вашингтон пост» недавно грустно отмечал: «Применение санкций стало стандартным приемом политики США и заменой эффективной политики». Санкции, как известно, бывают массовые и точечные. Первые затрагивают целые страны, сферы отношений или крупные учреждения либо сегменты населения. Вторые - направлены на конкретных лиц или четко определенные структуры. Но в последнее время наметилась тенденция к параллельному применению обоих.

Согласно данным правительства США, количество случаев применения санкций выросло на 933 процента с 2000 по 2021 гг. Применение американских санкций росло параллельно со стремительной глобализацией, которая превращала весь мир не просто в глобальную деревню, а в деревню, в которой все серьезные экономические структуры, финансовые механизмы, информационные системы, нормативные установки и дискурсы - вся инфраструктура современного мира и его, так сказать, программное обеспечение оказалось выстроенным под руководством западных элит. А значит и оказалось под его не ручным управлением, но структурным контролем. И это - не фигура речи, а конкретные трансформации, после которых, например, любая денежная транзакция в мире стала отслеживаемой и потому контролируемой.

В этой ситуации санкции США, как ключевой западной державы, стали фактически глобальными. Вашингтон начал вводить санкции быстро и много - положение стало напоминать известный «закон инструмента», сформулированный знаменитым американским психологом Абрахамом Маслоу: «Если у вас в руках молоток, все проблемы начинают казаться вам гвоздями».

Казалось бы, у мира появился шериф или директор, который наведет порядок и решит проблемы. Пускай и с помощью молотка. Но решаются ли эти проблемы таким образом?

В спорах о санкциях одной из проблем является ясность с определением эффективности. Очевидно, что они действуют. Но по отношению к чему они эффективны, способствуют ли они достижению поставленных целей?

Ирак пробыл под жесткими санкциями все 1990-е, но режим Саддама Хусейна не рухнул. Зато были уничтожены всякие зачатки экономической базы, социальной стабильности, культурного и научного развития. В результате после американского вторжения в стране просто не было минимальных предпосылок для возникновения конструктивной политической жизни. Все удобно списали на «тяжелое наследие» диктатуры, хотя санкции сыграли уж никак не меньшую роль - кстати, и саму многолетнюю власть Саддама имеет смысл увязывать с санкциями, способствовавшими консолидации его власти и ослаблению оппонентов. Ведь до их введения власть в Ираке менялась куда чаще, пускай и в результате переворотов.

Схожее мнение высказала пару месяцев назад политолог Меган Грин из Гарвардской школы Кеннеди, которая написала в «Файненшл Таймс»: «Россия уже находится под тяжелыми санкциями без сколь-нибудь заметного влияния на поведение в отношении Украины, кибератаки, убийства противников Путина за рубежом или внутренние гражданские свободы».

Что также важно - от самих санкций страдают не только сами страны, против которых, собственно, они вводятся. Потому и введение санкций против России повлечет за собой значительные последствия и для соседних стран и даже регионов. Ведь развиваться и процветать проще по соседству со столь же развивающимися и успешными странами. Говоря поэтическим языком, Швейцарии проще быть по соседству с Италией, Францией, Германией, а не со нестабильными и обедневшими государствами или вообще владениями полевых командиров, скажем на Африканском Роге. Ведь нет ничего хуже, чем граничить с какой-либо страной, в которой имеет место упадок или того хуже, оказаться на дороге в никуда, в некое Дикое поле, откуда приходят насилие, бедность.

Упадок России не пойдет на пользу ни одному соседнему государству. Подъем в постсоветском регионе с начала 2000-х был связан и с подъемом России и совершенно несостоятельны нарекания некоторых радикальных комментариев, что, мол, ничего кроме нарастающих проблем от РФ в эти годы не было. Джон Маккейн мог сколько угодно говорить, что Россия - это просто «заправочная станция, маскирующаяся под страну», а Джо Байден называть ее страной, «сидящей на вершине экономики, у которой есть ядерное оружие и нефтяные скважины и ничего больше» - но все это всего лишь политическая риторика. В Вашингтоне это прекрасно понимают, и потому прямого столкновения с Россией избегают. Россия - огромная страна с колоссальными возможностями, которые существенно важны и для развития соседних народов и государств, более того, взаимодействие с РФ, ее потенциал, ресурсы и рынки с точки зрения соседних государств могут быть дополнены иными такими возможностями в других регионах мира, но не могут быть ими заменены.

Геоэкономические вызовы и возможности

В любом случае санкции уже являются fait accompli, и соседним странам придется работать в этой новой реальности долгие годы, если не десятилетия. Ведь санкции вводятся легко, а вот снимаются очень тяжело и долго, даже когда первоначально заявленная цель давно исчезла. В этом смысле интересна история поправки Джексона-Вэника, введенной американцами в 1974 г. против СССР за противодействие эмиграции советских евреев в Израиль. Так вот, даже когда повод полностью исчез, поправка, ограничивающая торговые отношения, продолжила действовать - в отношении Украины ее отменили в 2006 г., в отношении РФ - в 2012 г. Для ряда постсоветских стран она действует и сейчас, и лишь временное освобождение спасает их от абсурдного наказания.

Одним словом, санкции против России сегодня - это тоже всерьез и надолго. Что это значит для Азербайджана и как ему не попасть в затруднительное положение, ведь многие и на Западе, и в России вполне охотно инструментализировали бы Азербайджан в борьбе друг с другом? Среди прочего, имеет смысл обратить внимание на опубликованные 3 марта Международным энергетическим агентством (МЭА) соображения по поводу сокращения закупок российского газа европейскими странами. МЭА - это своеобразный мозговой центр Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей развитые страны мира, условно говоря, коллективный Запад.

Так вот, МЭА отмечает, что в прошлом году ЕС импортировал 155 млрд кубометров российского газа - около 45% от общего импорта и около 40% от общего потребления газа. Введя запрет на новые контракты с «Газпромом», закупая СПГ, вводя обязательства по хранению газа, продолжая эксплуатацию АЭС и, возможно, замещая газ углем, Евросоюз сможет сократить импорт российского газа более чем на треть (а в радикальном варианте даже наполовину) в течение года, а к 2030 г. целиком от него отказаться. При запрете на новые контракты с Россией агентство предлагает ЕС заключать контракты с альтернативными поставщиками: 10 млрд кубометров за счет роста внутренней добычи и трубопроводного импорта (интересна формулировка - из «Азербайджана и Армении»), плюс 20 млрд кубометров в виде СПГ (из США и их союзников).

Тут важна одна историческая деталь, о которой не принято особо говорить. МЭА было создано в 1974 г., чтобы бороться с попытками арабских стран использовать поставки нефти как оружие против Запада, поддерживавшего Израиль. Как мы знаем, борьба эта была успешной, потому доклад данного института - это не еще одна из сотни просто любопытных публикаций, а размышления людей, отвечающих за политику ключевых западных стран.

Это означает, что Азербайджану склонны отводить еще более важную роль. И это серьезно меняет положение страны. Ведь ответственный подход к управлению страной требует не пассивного принятия предложений пускай и самых развитых стран, а активного реагирования на них. Печальный опыт ряда восточноевропейских и постсоветских стран показывает, что, выслушивая советы и призывы, не стоит забывать о своем народе, если не хочешь оказаться в ситуации, когда на твоей территории будут выяснять отношения все глобальные игроки и более удачливые соседи.

Действительно, говоря об Азербайджане как об альтернативе российскому газу, Запад ставит Баку в непростое, если не сказать опасное положение. Ему предлагается стать орудием для удара по весьма чувствительному месту в российской государственной системе. Но и проигнорировать это предложение Азербайджану тоже сложно. Получается проблема квадратуры круга, когда глобальные игроки могут разорвать страну. Они уже не раз это делали с другими странами и за меньшие интересы.

Впрочем, при активном подходе к вопросу со стороны Баку (а не пассивном согласии), и главное при самостоятельном стратегическом мышлении, а восстановление территориальной целостности Азербайджана свидетельствует о том, что оно и определяет политику Баку, проблема не является неразрешимой. А потому Баку может активно переформулировать претензии всех сторон и попытаться не антагонизировать Россию или Запад, а стать, например, посредником, помогая российскому газу найти сбыт, скажем, там, где раньше продавались азербайджанские энергоносители.

Газовые конфликты можно дополнительно смягчить, если вернуться к здравой мысли создания аналога Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), но в газовой индустрии. С этой идеей долго работала Москва, но затем бросила. Баку со своей более нейтральной позицией в мировой политике мог бы взять данный проект, пересмотреть его и попробовать посредством данной инициативы обратить разрушительную энергию газовых споров России и Запада в мирное русло. Изначальная связь проекта «газового ОПЕК» с Россией помогла бы убедить российское руководство в необходимости поддержать его - даже в гипотетическом новом азербайджанском варианте.

Помогать жертвам санкций - правильно и этично

Но имеет смысл думать и о малом, которое на самом деле не такое и малое. Ограничения, введенные западными странами в отношении России, ударят прежде всего по российским гражданам. А это - огромное количество людей, которые ни в чем не виноваты, и для которых Азербайджан может стать одним из «окон в мир». Увы, в некоторых соседних странах самые простые услуги вроде открытия счета в банке или поиска недвижимости обычным россиянам (да и белорусам) открыто увязывают сейчас с некими политическими обязательствами со стороны даже обычных клиентов или же вообще отказывают в предоставлении таких услуг по национальному признаку.

Если люди, столкнувшиеся с несправедливыми санкциями в России (и Беларуси, которая стала жертвой санкций просто потому, что западным политикам неинтересно разбираться в различиях стран и их политики), просто поймут, что в Азербайджане к ним точно не будут относиться агрессивно-политизировано, страна может стать региональной Швейцарией в сфере услуг, легко обойдя конкурентов, которые под псевдоэтичными масками скрывают фанатизм. Для этого просто достаточно оставаться в рамках разумного делового подхода и развивать сферы соответствующих услуг, пресекая политизацию и эксцессы в стиле примитивного восточноевропейского национализма с его склонностью к введению де-факто коллективной ответственности в отношении какого-то народа.

Исторически у Баку уже есть соответствующая репутация открытого делового и культурного центра, которая сложилась еще в начале прошлого века. В те времена, о которых известный американский писатель Том Рейсс писал, что Баку был практически единственным таким городом империи, где евреи могли чувствовать себя в безопасности, а мусульмане (вообще-то азербайджанцы) были «невероятно современными и устремленными в будущее интеграционалистами».

Если в нынешней политической обстановке столкновения России и Запада Баку снова сделает акцент на этом своем имидже открытого и комфортабельного места для всех жертв чужой политики, и получит новый импульс в своем развитии, то это не будет неким злоупотреблением чужими проблемами. Напротив, помогая простым россиянам и белорусам решить свои проблемы, с которыми те столкнулись не по собственной вине, но по причине некоторых политиков на Западе продемонстрировать свою «принципиальность», ударив по обычным людям вместо решения фундаментальных проблем, Азербайджан покажет более человечное, справедливое и разумное отношение к другим народам, надолго заложив основы для крепких связей.

Кстати, вряд ли собственно Запад будет против того, чтобы Азербайджан оказывал услуги российским гражданам, не вовлеченным в некие спорные политические процессы. Опыт ОАЭ, Ливана, да и Турции в предоставлении таких услуг таким же рядовым гражданам Ирана, на который наложены санкции, показывает, что взвешенные действия третьих стран по оказанию помощи обычным гражданам или деловым людям западные страны молча терпят. И это будет логичным продолжением других шагов азербайджанского руководства, сделанных в последнее время, когда, например, оказав помощь Украине и предложив посредничать между Москвой и Киевом, Баку сделал серьезный шаг в конструктивном направлении - поиска решений из нынешней ситуации войны, изоляции, разобщения, охватившей огромное пространство Восточной Европы и способной выйти за ее пределы.

Caliber.Az
Просмотров: 2881

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
telegram
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Подписывайтесь на наш Telegram канал
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading