Антисемитизм в странах Балтии: возрождающееся наследие прошлого Аналитика Артема Кирпиченка
Антисемитизм в странах Балтии имеет многовековые корни, и во многом он связан с историей данных стран. В Средневековье балтийские и угро-финские племена, населявшие эти земли, были колонизированы пришельцами из-за моря – немцами, датчанами, а затем и шведами. Местному населению была уготована участь крепостных крестьян, а затем батраков. Евреи, вместе с немцами и шведами, составляли свободное городское население. Но в отличие от последних, еврейский статус был уязвим, они были иноверцами, что позволяло демонстрировать ненависть к ним фактически беспрепятственно. Подобная ситуация позже сложилась и в Литве, где евреи стали посредниками между польской шляхтой и литовским крестьянством.
В начале XX века после возникновения Литовского, Эстонского и Латвийского государств евреи стали там национальными меньшинствами и объектами жестокой дискриминации со стороны ультраправых режимов. Евреи рассматривались как чужаки и пробольшевистски настроенные элементы. Это привело к тому, что в ходе Холокоста большая часть еврейского населения была истреблена, причем ведущую роль в этом сыграли даже не немцы, а местное население.
Так, 22 июня 1941 года, как только гитлеровские войска пересекли границу СССР, литовцы начали грандиозный еврейский погром, жестокость которого шокировала даже нацистов. 1 декабря 1941 года штандартенфюрер СС Карл Ягер, руководитель СД и полиции безопасности в Каунасе, доложил в Берлин: «Еврейский вопрос здесь почти решен. Практически евреев в Литве не осталось». В Эстонии и Латвии грязную работу по физическому уничтожению евреев также взяли на себя местные коллаборационисты и полицейские формирования.
Казалось бы, сегодня, когда все балтийские страны состоят в Европейском союзе, а правительства Литвы, Эстонии и Латвии давно принесли извинения еврейскому меньшинству за преступления, совершенные в годы Холокоста, проблема антисемитизма на берегах Балтийского моря перестала быть актуальной. Но некоторые тенденции последних лет заставляют думать о том, что ненависть к евреям в странах Балтии активно возрождается.
«Сегодня о теме Холокоста надо говорить громко и много, чтобы он не повторился. Поскольку тот же антисемитизм в латышах – слава богу, не во всех, – укоренился давно и слишком глубоко», – считает историк Игорь Гусев. Проблема заключается в том, что люди, принимавшие активное участие в Холокосте, в современных балтийских государствах стали национальными героями, борцами с коммунизмом, и любая попытка напомнить об их преступном прошлом однозначно воспринимается как «пророссийская пропаганда».
Примером тому может послужить дело Герберта Цукурса, который заслужил прозвище «рижский мясник» за роль в истреблении латышских евреев в годы оккупации. В 2019 году Генеральная прокуратура Латвии возбудила против него уголовное дело по обвинению в геноциде после обращения Совета еврейских общин Латвии. «Цукурс непосредственно принимал участие в Холокосте, поэтому закрытие дела стало бы позором для Латвии. Надеюсь, прокуратура все же обратится к документам, которые хранятся в Израильском центре памяти Холокоста», – сказал сопредседатель антифашистского комитета Латвии Иосиф Корен. Однако представитель Национального объединения Латвии Эдвин Шноре опубликовал на своей странице в социальной сети видео, где Цукурс представлен как национальный герой и утверждается, что возобновление против него расследования – это недоразумение, которое должно быть скоро исправлено.
В 2003 году на еврейском кладбище в Риге были осквернены могилы, нарисованы свастики и написаны нецензурные выражения. Полиция задержала пятерых подозреваемых, четверо из которых оказались несовершеннолетними. Власти, включая начальника Государственной полиции Яниса Заширинскиса, всячески подчеркивали, что юноши действовали из хулиганских соображений и нападение не имело антисемитской подоплеки, что вызвало законное недоумение и недовольство части населения Латвии.
На протяжении ряда лет лидер Национального фронта Латвии Айварс Гарда в своем издании DDD («Деоккупация. Деколонизация. Дебольшевизация») регулярно публиковал антисемитские материалы. В 2003 году там при полном попустительстве властей печатались «Протоколы сионских мудрецов». Националисты также осуществили репринтное издание нацистской антисемитской книги «Страшный год», посвященной «злодеяниям евреев и большевиков против латышского народа».
Аналогичная ситуация наблюдается и в Эстонии, где убийцы евреев времен Второй мировой войны уже три десятилетия признаны национальными героями и «борцами за независимость». На мемориальном кладбище Тори на почетном месте находится могила Юри Улуотса, главы коллаборационистского правительства времен нацистской оккупации. Рядом с ними похоронены Альфонс Ребан и Харальд Нугисекс, офицеры эстонских подразделений СС, принимавших участие в «окончательном решении еврейского вопроса».
В то же самое время, в 2011 году журналисты обнаружили на месте убийства 2000 европейских евреев в местечке Эреда мусорную свалку. Это, разумеется, является маркером отношения властей и местных жителей к памяти замученных здесь людей.
В 2018 году в другом эстонском населенном пункте, Калеви-Лийва, был осквернен мемориал жертвам Холокоста. В 1942–1943 годах здесь располагался концлагерь «Ягала», где было казнено около 6000 евреев и цыган. Эстонская полиция сообщила, что разыскивает вандалов, но результатов эти розыски не принесли.
В 2019 году, когда главный раввин Эстонии Шмуэль Эфраим Кот со своими детьми шел в субботу в синагогу, его догнал мужчина, который по-эстонски стал кричать «Евреев в печь! Хайль Гитлер!» и ругаться нецензурными словами. СМИ Эстонии отметили, что раввин обратился за помощью к сотрудникам полиции, но патруль проигнорировал его просьбу. Позднее полиция заявила, что никаких обращений со стороны Кота к ней не поступало, но произошедший случай рассмотрит со всей серьезностью: «В Эстонии у каждого человека есть право чувствовать себя безопасно. В дополнение к физическим атакам, полиция серьезно относится и к словесным оскорблениям, и к случаям разжигания розни. В данном случае пытаемся как можно быстрее выяснить, что случилось».
В Литве сегодня серьезное беспокойство вызывает усиление новой партии «Рассвет Нямунаса», которая набирает популярность по результатам недавних опросов и может стать ключевым фактором в коалиционных переговорах после голосования 13 октября 2024 года. В эпицентре скандала оказался лидер партии и бывший вице-спикер парламента Ремигиюс Земайтайтис, который неоднократно позволял себе антисемитскую риторику.
Сегодня, согласно социологическим опросам, 86% эстонцев, 75% литовцев и 79% латышей не считают антисемитизм проблемой в своей стране. С ними солидарны и официальные структуры Европейского союза, которые стараются замолчать антисемитские настроения в странах Балтии. Но при этом многие политики вынуждены хотя бы косвенно признать их наличие. Так, во время визита в Литву в 2018 году Папа Римский Франциск специально предостерег литовцев от соблазна антисемитских настроений. Он предостерег паству от соблазна возомнить себя высшей расой и доминировать над другими и, в частности, сказал: «Чтобы вовремя обнаружить любые новые семена этого пагубного отношения, любой его намек, который может заразить сердца поколений, которые не переживали тех времен и иногда могут быть захвачены такими песнями сирен».
Антисемитизм в балтийских странах подобен горящему торфу, который не виден на поверхности, но способен внезапно привести к бушующему пожару. Топливом для него служит национальная мифология, основанная на реабилитации людей, осуществлявших Холокост, и возложение вины за случившееся на самих жертв.