Армения срывает мир с Азербайджаном И ввергает регион в новый кровавый омут / ВИДЕО
За весь постконфликтный период (а это без малого почти два с половиной года) ситуация в нашем регионе не была до такой степени накалена, как сегодня. Были разные моменты — от наметившихся было сближений до новых осложнений, заканчивавшихся каждый раз плачевно для армянской стороны. Баку неоднократно призывал Ереван взяться за ум. Однако постоянные метания армянского руководства из угла в угол, зачастую под влиянием не только внутренних «ястребов», но и зарубежных «советчиков», привели к тому, что спустя два с половиной года после позорной капитуляции Армении мирный договор всё ещё не подписан.
А ведь всю вторую половину прошлого года можно было назвать временем сближения позиций. До Пражского саммита наблюдалась, казалось бы, позитивная динамика. Два государства вплотную приблизились к заключению мирного соглашения. И даже несмотря на вмешательство в процесс президента Франции Эммануэля Макрона (незваный гость хуже француза или лучше француза — это еще предстоит выяснить), отстраненного потом официальным Баку с такой же лёгкостью, с какой Париж, собственно, и влез в процесс, прогресс хоть немного и затормозился, но переговоры всё же не прекращались. Оптимистическое заявление на этой неделе государственного секретаря США Энтони Блинкена по поводу значительного прогресса было тоже сделано неспроста — готовилась даже важная встреча на уровне глав МИД двух стран.
Однако Армения вновь решила сорвать процесс и пойти на обострение. Руководство этой страны, как и в прошлом, прибегло к излюбленной тактике саботажа и затягивания переговоров. Тут не мешало бы вспомнить похожее поведение Еревана, хоть и относящееся ко времени одного из злейших политических противников Никола Пашиняна — Сержа Саргсяна. Напомним, что тогда, в 2014 году, в Париже при посредничестве президента Франции Франсуа Олланда была проведена очень плодотворная встреча между президентами Азербайджана и Армении. По возвращении на родину Саргсян неожиданно провел масштабные учения в тогда еще оккупированном Агдаме с участием 50-тысячного войска. И даже решил проверить нервы азербайджанской армии на передовой, направив к линии соприкосновения два вертолета. Эпопея «вур, командир, вур» завершилась плачевно не только для экипажа одного из них, но и всех дипломатических усилий! На какой успех можно было рассчитывать после такой провокации с учениями? Это один из немногих примеров срыва Ереваном наметившихся было подвижек на переговорном треке.
Сегодня складывается очень похожая ситуация. Азербайджан ведет переговоры с Арменией по мирному договору, и с момента их начала был достигнут значительный прогресс. Более того, Баку параллельно инициировал прямые контакты с карабахскими армянами, предложив им перевернуть горькие страницы недавнего прошлого и начать смотреть в будущее.
Однако руководство Армении вновь решило пойти на срыв дипломатических наработок и не дать мирному договору дойти до подписания. В последние дни нарастают как снежный ком крайне провокационные и порой откровенно оскорбительные заявления, авторами которых являются официальные лица этой страны — Арарат Мирзоян, Армен Григорян, а иной раз и сам Никол Пашинян. Ереван не только вмешивается во внутренние дела Азербайджана, но и прямым текстом, а также своими действиями дает понять, что не собирается признавать принадлежность Карабаха Азербайджану. Прямо перед глазами азербайджанских военных продолжаются поставки в Карабах вооружения. По объездным дорогам, находящимся под визуальным наблюдением азербайджанских военных, идет переброска в Карабах живой силы. В наглую! Наконец, ранение 20 марта на Зангиланском направлении госграницы азербайджанского пограничника иначе, чем откровенной провокацией, назвать невозможно.
Совершенно очевидно, что Армения решила сорвать последнюю возможность для заключения мира. Ситуация подошла к очень опасной черте. Это не предупреждение, а констатация тяжелых реалий без всяких приукрас. Международное сообщество обязано одернуть руководство Армении, и сделать оно это должно немедленно, так как время истекло. Вся ответственность за надвигающуюся катастрофу, которая теперь уже кажется неминуемой, полностью ляжет на Ереван.