Армения, TRIPP и давление России Чернов и Ахметов на Caliber.Az
«Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» — TRIPP по-прежнему находится в фокусе внимания многих государств мира, проявляющих к нему явно неподдельный интерес.

Недавно спикер Национального собрания Армении Ален Симонян в интервью Factor TV фактически ответил на недавнее заявление официального представителя МИД РФ Марии Захаровой о том, что Россия подтверждает готовность изучить возможные варианты подключения к «Маршруту Трампа», «в том числе с учетом уникальной экспертизы РЖД».
Председатель армянского парламента, в частности, подчеркнул, что участие России в проекте TRIPP не рассматривается, поскольку он изначально задумывался как армяно-американская инициатива, и включение в нее других стран подорвало бы его эффективность.
«Если речь идет об открытии какого-либо маршрута или дороги, то, на мой взгляд, это должно быть оформлено как отдельная инициатива. В рамках TRIPP это выглядит несколько абсурдно, так как по сути означало бы делать все для того, чтобы TRIPP не заработал», — заявил он.
Таким образом, в данном случае российская сторона оказалась в ситуации конфликта интересов, а Ереван четко обозначил свою позицию по вопросу участия РФ в «Маршруте Трампа». А что думают о позициях сторон в ближнем зарубежье? На этот вопрос Caliber.Az отвечают эксперты из стран СНГ.

Так, политолог и главный эксперт белорусского Центра аналитического прогнозирования Алексей Чернов считает, что РФ в каком-то смысле сейчас получает отдачу от не слишком внятной игры на Южном Кавказе, хотя в данном контексте можно было избрать более дипломатичную тактику.
«У России, правда, еще есть шанс вскочить на подножку уходящего поезда, но сейчас это будет сделать сложнее. Если проанализировать все заявления по части TRIPP, которые озвучивала за последние полгода в основном официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова, то мы увидим, что позиция РФ была выжидательной, отстраненной, без каких-либо четких инициатив и попыток как-то договориться с армянской стороной, предложить какие-то модели сотрудничества. Сразу видно, что Москва закулисных переговоров на эту тему с Ереваном не вела и не ведет, а если они и были, то носили крайне небрежный характер.
Очевидно, Россия полагала, что принадлежащая ей РЖД и сеть армянских железных дорог, формально подчиняющихся активам этой компании, рано или поздно сделают Ереван уступчивым и договороспособным. Однако здесь налицо, как говорится, явная переоценка ресурса. По сути, речь идет о сохранении некой сферы влияния в регионе, и РФ, даже находясь в ситуации «ничего неделания», сохраняла огромные преимущества в этой игре. Но, повторюсь, внешняя политика Москвы в последние месяцы не несла конструктивности, в частности, мы слышали пространные заявления о том, что она рассматривает Южный Кавказ как «зону своих интересов и не потерпит вмешательства третьих сил», однако на деле все это оставалось лишь голословными заявлениями, и о них сразу забывали, как только они прозвучали. В свою очередь, заявления Захаровой, как правило, были наполнены месседжами типа Россия «думает», «изучает» возможности своего участия в разблокировании коммуникаций в регионе, словно ее об этом кто-то умолял.

Между тем премьер Пашинян несколько раз обмолвился, что Армения нуждается в участии РФ в восстановлении важных железнодорожных коммуникаций, имеющих выход к транзитным сообщениям за границы республики, и ждал реакции Москвы, то есть, конструктивного и внятного ответа с предложениями. Однако российская сторона вновь проявила имперское равнодушие, в то время как действовать надо было с точностью до наоборот, особенно после жесткого урока 8 августа прошлого года из Вашингтона.
С другой стороны, и недавнее высказывание Захаровой прозвучало с ощутимым одолжением в адрес Еревана, что-то в духе «а мы еще подумаем, если вы хорошо попросите». Хотя недавнее разочарование, которое выразил Пашинян относительно сотрудничества с РЖД в области восстановления коммуникаций на территории Армении, продемонстрировало, что имел место быть некий его разговор с одной из башен Кремля, где, по всей видимости, премьеру ответили в негативном ключе, то есть, Москва, вместо того чтобы договариваться, видимо, решила «отфутболить» армянского лидера.
Этот закулисный торг Россия слишком затянула, явно пытаясь повысить ставки, потому и получила такой нелестный отзыв из уст армянского спикера. На мой взгляд, как я уже отмечал выше, у Москвы еще есть шанс договориться с Ереваном и как-то отыграть свои зоны влияния в Армении, но действовать надо активнее, включив более искусную стратегию диалога на равных, а не свысока», — заявил А.Чернов.

В то же время, по мнению казахстанского политолога Азата Ахметова, Армения в целом России ничего не должна и имеет полное право вместе с Соединенными Штатами решать, кто будет модератором или акционером TRIPP, потому что к договоренностям в Вашингтоне РФ, по сути, не имеет никакого отношения.
«Избыточная уверенность Москвы по поводу своих позиций, как она считает — незыблемых, на Южном Кавказе прослеживается в официальных заявлениях российского МИД, хотя именно сейчас происходит самый динамичный передел влияния в регионе. Присутствует четкое ощущение, что Россия требует от Еревана каких-то уступок в долевом участии в «Маршруте Трампа» и давит на Пашиняна. Между тем Армения, по всей видимости, ищет альтернативные варианты и особо не намерена соглашаться на требования Москвы.

И здесь необходимо учитывать, что армянский премьер один раз уже нивелировал российское влияние в регионе, превратив по договоренности с Азербайджаном армянский участок Зангезурского коридора в TRIPP, не спрашивая согласия РФ. Так что, логично предположить, что на каком-то этапе он может пойти дальше и просто изъять часть железных дорог из активов РЖД в Армении, о чем, кстати, недавно весьма недвусмысленно заявил. Чувствуется, что Ереван вовсе не связан по рукам и ногам, как полагают в России: уверенный в американских гарантиях Пашинян вряд ли прогнется под давлением Москвы и уступит какую-то часть TRIPP российской стороне. Так что, Ереван не намерен делить «Маршрут Трампа» с РФ, отдавая ей часть пирога», — резюмировал А.Ахметов.







