Армянская армия-2021: небоевые потери, дедовщина, криминальная субкультура Цифры и факты от Caliber.Az
Несмотря на заключенное 10 ноября 2020 года трехстороннее заявление о прекращении огня, армянская армия продолжает таять на глазах, теряя в небоевых условиях свой личный состав. В распоряжении редакции Caliber.Az оказались точные данные о ситуации, потерях и ЧП в армянской армии за период с января по сентябрь текущего года, с которыми мы решили поделиться с нашими читателями.
Основные проблемы и причины гибели армянских военнослужащих все те же, что и были на протяжении многих лет – неуставные отношения, криминальная субкультура, ДТП, самоубийства, невыносимые условия службы, тяжелая морально-психологическая атмосфера. Ситуация тут достигла критической отметки и вынудила военно-политическое руководство провести закрытые слушания как в Нацсобрании, в ходе которых депутаты выразили свою озабоченность, так и в Главном военном следственном управлении.
Следует отметить, что вместо того, чтобы бороться с причиной, руководство ВС и военная полиция борются с последствиями. Так, например, обвиняются в дезертирстве те военнослужащие, которые, не выдержав невыносимые условия в воинских частях, голод, засилье офицерского состава и криминальных группировок, самовольно покидают воинские части и уклоняются от военной службы. Столкнувшись с перспективой возбуждения против них уголовного дела по обвинению в дезертирстве, солдаты не видят другого выхода, кроме как покончить жизнь самоубийством. Некоторые, однако, пытаются привлечь внимание к проблеме, нанося себе травмы, чтобы спастись.
Но перейдем уже к цифрам. По данным Caliber.Az, с 1 января по 15 сентября 2021 года в небоевых условиях погибли 36 армянских военнослужащих. Из них 9 – в ДТП, 8 – в результате болезни, 4 – в результате несчастного случая (1 – сход лавины, 1 – удар молнии, 1 – в результате падения на голову запчасти от автомобиля, 1 – упал с дерева), 2 - в результате неосторожного обращения с оружием, 5 – самоубийство или доведение до самоубийства, 8 – в ходе вооруженных разборок между сослуживцами.
Так, например, военнослужащий Арман Акопян скончался в результате имевшей место 16 августа перестрелки между сослуживцами. В тот же день, 16 августа, в результате перестрелки с сослуживцами скончался Ваан Татосян. 14 сентября призванный на военные сборы 42-летний сержант Мкртич Овакимян скончался от огнестрельного ранения в результате нарушения правил несения боевого дежурства. Еще один военнослужащий из Еревана – 36-летний Левон С. получил ранения. Также 14 сентября в мастерской одного из военных городков повесился 44-летний контрактник, сержант Макич И.
19 августа на одной из боевых позиций Н-ской воинской части военнослужащий расстрелял троих своих сослуживцев - Мурада Мурадяна, Левона Арутюняна, Гора Саакяна.
В то же время следует отметить, что в армянском обществе вызывает серьезное недовольство тот факт, что дети должностных лиц, представителей элиты якобы служили в Карабахе или в приграничной с Азербайджаном зоне, за что получили статус ветеранов, ордена и медали, социальные льготы. Но в реальности никто из представителей «золотой молодежи» не видел. Они всего лишь числились в воинских частях, а в реальности прожигали жизнь в ресторанах и ночных клубах Еревана.
О морально-психологическом разложении армянской армии также свидетельствуют следующие факты. Медицинское обеспечение, продовольствие, имущественно-вещевое обеспечение находятся на очень низком уровне и потому офицеры часто для выполнения поставленных перед ними задач либо берут взятки, либо крадут и продают имущество, принадлежащее воинской части. Среди личного состава наблюдается пристрастие к спиртным напиткам. Но самое большое недовольство вызывает то, что дедовщина в армянской армии практически легализована, воинские части контролируются ворами в законе.
Или вот еще один пример засилья криминальной субкультуры в армянской армии. Младшему офицерскому составу, около 20 лет прослужившему на боевых позициях, в том числе в составе армянского оккупационного контингента в Карабахе, должно было быть предоставлено жилье. Однако командование, попавшее под влияние криминальных группировок в ВС, заставляет офицеров увольняться раньше положенного срока на один год, чтобы они не имели права претендовать на жилье. Если офицеры начинают артачиться и качать права, то на них оказывается физическое и моральное давление. Многие офицеры «сломались», а деньги, выделенные на их жилье, были поделены между командованием.
Естественно, в заключение нельзя обойти стороной еще одну проблему армянской армии - нехватку личного состава в воинских частях. Военно-политическое руководство Армении пытается восполнить этот пробел, призывая военнослужащих запаса на трехмесячные сборы. В августе к сборам были привлечены 2169 человек, а в сентябре - 869. Призванные резервисты были отправлены на боевые позиции с 10 сентября, где между ними и срочниками уже произошел ряд конфликтов. Кстати, не все армяне горят желанием присоединяться к сборам – Генпрокуратура РА возбудила уголовные дела в отношении 6 человек, пытавшихся уклониться от службы. Но в целом картина тут ясна – после поражения в войне все больше армянской молодежи предпочитает эмигрировать, чтобы быть как можно дальше как от военной службы, так и от самой Армении.