Асимметричная война «Хезболлы» Ближневосточный обзор Caliber.Az
Дрон-камикадзе «Хезболлы» ударил по израильской военной базе, проникнув вглубь территории страны. В результате погибли четверо солдат, десятки были ранены, возможно, выведена была из строя целая рота. Другой дрон атаковал офис премьер-министра Беньямина Нетаньяху, правда, на сей раз никто не пострадал.
Такие атаки дронов, всё более смертоносные, учащаются. Но «Хезболла» использует не только дроны, но и другие виды высокоточного оружия. Особенно серьезные потери израильской армии (ЦАХАЛу) наносят операторы ПТРК иранского производства ALMAS. В сети распространяются кадры ударов с применением управляемых ракет этого типа по скоплениям живой силы и техники противника.
Согласно сообщениям военных экспертов, речь идет об управляемых ракетах с тепловизионно-телевизионной системой наведения с волоконно-оптическим кабелем. Эксперты называют этот противотанковый ракетный комплекс «иранской копией израильского ПТРК Spike». Речь идет о системе, способной атаковать бронетехнику и живую силу противника на расстоянии в несколько километров, вне пределов прямой видимости — эти ракеты могут обогнуть холм. В нескольких случаях ALMAS успешно применялся по израильским танкам.
После убийства Хасана Насраллы, генерального секретаря «Хезболлы», и почти всего военного руководства группировки, в Израиле царила эйфория. Рейтинги премьер-министра Беньямина Нетаньяху пошли вверх. Правда, недавно агентство Рейтер сообщило о том, что военное руководство организации восстановлено, но нет сомнений в том, что партия, располагающая самыми мощными вооруженными силами в Ливане, понесла тяжелые потери. Управление ее военной структурой в значительной мере дезорганизовано.
Тем не менее израильские войска, заходящие в Ливан, несут серьезные потери в результате нападений «Хезболлы». Элитные соединения ЦАХАЛа попадают в ловушки и засады. Их накрывают ударами ПТУРов, пути отступления оказываются под минометным огнем.
До сих пор ЦАХАЛ смог взять лишь несколько сел в Южном Ливане. Вероятной целью Нетаньяху является отодвинуть «Хезболлу» на 10 км от границы с Израилем за реку Литани, что могло бы ослабить угрозу для жителей северных поселений в Израиле. Однако эта задача оказалась трудновыполнимой. Впрочем, даже если Израиль сумеет ее решить, его войска в Южном Ливане станут мишенью для партизанской войны. Это уже однажды случилось в ходе Первой ливано-израильской войны 1982-2000 гг.: после долгих и безуспешных попыток справиться с партизанами «Хезболлы» ЦАХАЛ в конце концов покинул Ливан, понеся потери.
Одно дело — вывести из строя руководство группировки, и совсем другое — победить ее на земле. Дело в том, что боевики «Хезболлы» — асы асимметричной войны. Они используют три основных инструмента.
Во-первых, герилья (партизанская война) с многочисленными засадами.
Во-вторых, «Хезболла» использует подземные тоннели для того, чтобы скрываться от израильских атак (как и ХАМАС в секторе Газа).
В-третьих, ракетные установки, которые используются для обстрелов израильской территории.
Плохой новостью для ЦАХАЛа является то, что подразделения «Хезболлы» обучены воевать автономно и координировать свои боевые операции с другими подразделениями по горизонтали — даже и без центрального командования, что показала Вторая ливано-израильская война 2006 г. В сочетании с идеальной для партизанской войны местностью (холмы, покрытые лесами, кое-где узкие трассы), результаты ударов и засад для израильтян могут быть тяжелыми.
До сих пор все ливанские войны были для Израиля неудачными, причем, что касается Второй ливанской войны, этот факт был официально признан израильской государственной комиссией под руководством Элияху Винограда. Публикация расследования способствовала отставке премьер-министра Эхуда Ольмерта.
Другим тревожным звонком стало то, что Израиль оказался не способен победить ХАМАС, который сражается в изоляции в Секторе Газа в течение года. Этот факт признали представители высшего военного командования ЦАХАЛа, которые в интервью американскому изданию «Нью-Йорк Таймс» сообщили этим летом, что дальнейшие боевые действия в Газе бесперспективны. Израильская армия оказалась не способна разрушить систему тоннелей, в которой отсиживаются боевики, в то время как другие смешиваются с гражданским населением; затем, когда войска отходят, ХАМАС восстанавливает контроль над различными районами Газы.
«Хезболла» располагает такой же системой тоннелей, глубоко укоренена в шиитской общине Ливана (хотя она не имеет там большинства), и нет причин, почему она не могла бы использовать ту же самую тактику.
К этому следует добавить, что «Хезболла» сильнее и сражается не в изоляции, ей помогают Иран и его прокси из «Оси сопротивления».
Правда, есть и минусы. Некоторые сообщения указывают на то, что боевой дух «Хезболлы» сильно упал после гибели ее руководителей. Сказываются и массированные бомбежки, к которым прибегает Израиль, — многие склады с оружием и штабы группировки уничтожены. Не все бойцы имеют высокую мотивацию — в рядах «Хезболлы» сражается немало наемников из различных этноконфессиональных общин Ливана.
Тем не менее до сих пор асимметричная тактика «Хезболлы», направленная против превосходящей израильской военной мощи, работала. «Хезболла» — это сравнительно небольшая (20-30 тыс. при таком же по численности резерве), хорошо подготовленная партизанская армия. Ее цель — истощить и обескровить ЦАХАЛ сотнями болезненных уколов, заставив его уйти из Ливана. Часть боевиков — религиозные фанатики, и, кроме того, жители тех самых мест, куда входит ЦАХАЛ. Там они знают каждую тропинку и воспринимают свою миссию как защиту родных городов и сел.
Но, похоже, к этим факторам добавляется еще один — применение «Хезболлой» высокоточного современного оружия, дронов и новых противотанковых комплексов.