Ближний Восток на грани войны: ударит ли Иран по Израилю? Расклад Шерешевского
Тегеран тянет с ответным ударом, чтобы позволить США и Израилю собрать максимум сил для его отражения и минимизировать потери. Это может позволить Ирану избежать большой войны, которая для него слишком опасна.
После того, как Израиль совершил несколько резонансных убийств в Тегеране и Бейруте, Иран и его союзник «Хезболла» поклялись отомстить. Но их ответных ударов все нет. Между тем, промедление позволяет союзнику Израиля, американцам, собрать исключительно сильную группировку ВМФ на Ближнем Востоке. Она сможет не только помочь Израилю отразить иранские атаки (как в прошлый раз в апреле), но и наращивает возможности для нанесения ударов по Ирану и ливанской «Хезболле».
На днях руководство американского военного ведомства приказало второму авианосцу, который направляется на Ближний Восток, — USS Abraham Lincoln — «ускорить» переход из Тихого океана в этот регион. Кроме того, министр обороны США Ллойд Остин сообщил министру обороны Израиля Йоаву Галланту, что он также направил в регион подводную лодку с управляемыми ракетами (USS Georgia). Эта атомная подлодка имеет на вооружении 154 крылатых ракет «Томагавк», в то время как Lincoln несет новейшие самолеты-невидимки F-35, способные наносить удары на большой дистанции. Оба корабля присоединятся к группировке американских военных судов, находящейся в настоящее время в водах Персидского залива и Средиземного моря. Она включает эсминцы, обладающие современными системами ПРО-ПВО. Таким образом, усиливается не только оборонительная, но и ударная американская мощь, включая способность бить глубоко по территории Ирана.
Правда, следует иметь в виду, что США в настоящий момент категорически не хотят большой ближневосточной войны. У демократической администрации Байдена скоро выборы, и она стремится избежать рисков. Кроме того, такая война может привести к критическому росту цен на бензин в самих США, вызвав рецессию и подорвав позиции правящих демократов.
Однако, несмотря на то, что американцы крайне не заинтересованы в войне с Ираном, в Тегеране не знают, как далеко США могут зайти в случае большой ирано-израильской войны, защищая своего союзника. Затягивая сроки ответного удара, Иран уменьшает его потенциальный военный эффект и одновременно увеличивает собственные военные риски.
Другой вариант для руководства Ирана заключается в том, что Тегеран, с целью произвести впечатление на противников, должен будет наносить (вместе с «Хезболлой») очень сильные удары по Израилю, возможно, в течение длительного времени, чтобы проломить систему израильских и американских ПРО. Но в этом случае нет никаких сомнений в том, что Израиль, чьи ВВС являются самыми сильными в регионе, станет наносить удары по иранским ключевым центрам принятия решений, а также по ключевым объектам экономической инфраструктуры, по ядерной и ракетной программе и т. д. А с учетом убийственной точности израильских атак, которая уже была продемонстрирована, и слабости иранских ПВО и ВВС, ущерб для иранской власти может быть огромным. Не говоря о том, что в этом случае вырастет также риск американских ударов по Ирану, о чем уже говорилось выше.
И, наконец, следует учитывать внутреннюю нестабильность в Иране, в особенности его неспокойные национальные регионы — азербайджанские, курдские, арабские провинции, а также Систан и Белуджистан, где в общей сложности проживают около половины населения страны. Это не говоря о том, что режим вызывает растущую ненависть в гигантской столичной агломерации и ряде других районов со стороны рабочего класса, интеллигенции, студенчества, женщин и некоторых других социальных групп, возмущенных массовой бедностью и постоянными репрессиями.
В таких условиях руководству Ирана очень не хочется рисковать, развязывая большую войну. Внутренняя нестабильность ограничивает их возможность воевать с внешним врагом — неудачная война может вызвать революцию.
С другой стороны, не ответить на убийство Израилем лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране власти Ирана не могут — удар израильтян был слишком точным, угрожающим самим руководителям страны, подрывающим их авторитет.
По мнению ряда экспертов, Иран тянет с ответным ударом, чтобы позволить США и Израилю собрать максимум сил для его отражения и минимизировать потери. Это может позволить Тегерану избежать большой войны, которая для него была бы очень опасна.
Приблизительно такой сценарий имел место в прошлый раз, в апреле. Тогда Израиль разбомбил иранское консульство в Дамаске, убив семь высокопоставленных иранских офицеров, включая руководителя всех иранских сил в Ливане и Сирии. В ответ Иран нанес удар по Израилю ракетами и дронами, удар, который был почти полностью купирован израильскими и американскими ПВО.
Добавим, что, несмотря на наращивание американской военной мощи, угрожающей Тегерану, США используют метод кнута и пряника. Они пытаются уговорить Иран ослабить ответный удар. Эти уговоры носят публичный характер, тем самым подчеркивая военные возможности Ирана и позволяя ему в какой-то степени сохранить лицо. Например, посол США в Турции Джеффри Флейк сказал о том, что США просят всех своих союзников, в том числе Турцию, убедить Иран снизить напряженность на Ближнем Востоке.
После таких заявлений руководители Ирана могут попытаться сказать простым гражданам страны и другим жителям Ближнего Востока: «Смотрите, они нас боятся».
Опасность ситуации в том, что отдельные ракеты или дроны могут нанести Израилю слишком большой ущерб, который правящие круги этой страны не смогут игнорировать, что вызовет новую эскалацию вооруженного конфликта.