Борьба за Грузию: США и РФ готовятся к решающему раунду Статья Владимира Цхведиани
В условиях, когда США расширяют свое присутствие на Южном Кавказе, по факту «вытесняя» Россию из региона, борьба за Грузию между Вашингтоном и Москвой становится фактически неизбежной, а ее результат будет во многом «знаковым». В свое время именно с Грузии Кремль начал свою «неоимперскую» политику с поддержкой сепаратизма и «откусыванием» чужих территорий, которая в итоге и привела его к нынешней украинской войне. На Грузии все может и завершиться. Либо Москва найдет в себе силы пересмотреть уже доказавшую свою ущербность политику нарушения территориальной целостности соседей и начнет выстраивать с Тбилиси взаимовыгодные отношения, учитывая важное стратегическое значение Грузии, либо будет окончательно геополитически «отброшена» за Кавказский хребет, а в перспективе потеряет и свое влияние в Центральной Азии.
Между тем для США Грузия очень интересна как ключевая страна Среднего коридора, открывающая доступ вглубь Азии. И в Вашингтоне по факту уже начали сотрудничать с Грузией в сфере развития транзитной инфраструктуры, даже вопреки продолжающимся «по инерции» нападкам на власти Грузии со стороны Брюсселя. Так, американский промышленный конгломерат Honeywell International займется проектированием и лицензированием нефтеперерабатывающих объектов в грузинском черноморском поселке Кулеви. Соответствующее соглашение подписано с компанией Black Sea Petroleum (BSP), которая реализует проект первого в Грузии нефтеперерабатывающего завода в Кулеви. О подписании соглашения с Honeywell объявили на фоне сообщений СМИ о возможных ограничениях со стороны ЕС в отношении порта Кулеви в рамках нового пакета санкций против России в связи с якобы заходами в порт перевозящих нефть судов российского «теневого флота». При этом, по данным агентства Bloomberg, против этого предложения выступают Италия и Венгрия, власти которых считаются главными сторонниками президента США Дональда Трампа в ЕС.
Honeywell — американский промышленный и технологический конгломерат, работающий в сферах аэрокосмических технологий, промышленной автоматизации и цифровых решений. Понятно, что такой структурой без «благословения» со стороны администрации Дональда Трампа соглашение по порту Кулеви вряд ли было бы подписано.
О позитиве в политике новой администрации США в отношении Грузии недавно заявила и глава МИД Мака Бочоришвили. По ее словам, годичное молчание со стороны Государственного департамента свидетельствует об иной позиции администрации Дональда Трампа по сравнению с явно недружественной позицией прежней администрации (Джо Байдена).
«Это молчание в определённой степени тоже было проявлением изменения позиции. Вы помните, что до того, как президент Дональд Трамп вошёл в Белый дом, не проходило и дня, чтобы Грузия в какой-либо форме не фигурировала в повестке предыдущей администрации США. Наверное, ни по одному вопросу не проводилось столько слушаний, сколько по Грузии. Однако факт остаётся фактом — так называемый «акт MEGOBARI» принят не был. Я уверена, что этого не произошло бы, если бы и со стороны Государственного департамента не была сформирована позиция о неприемлемости такой политики. Каким будет новый формат, конечно, требует работы. Это требует сотрудничества, и с нашей стороны есть полная готовность к тому, чтобы, когда США сочтут необходимым создание нового формата отношений с Грузией, мы работали в этом направлении», — заявила министр.

Восстановление полноценного стратегического партнерства Вашингтона и Тбилиси может произойти в самое ближайшее время. Это вполне естественно, учитывая «подключение» Грузии к «Маршруту Трампа», о чем уже заявляли официальные представители США.
Одновременно в РФ, похоже, начинают рассматривать Грузию как «последний шанс» сохранить свое влияние на стратегически важных коммуникациях Южного Кавказа. Из Москвы все чаще и настойчивее звучат призывы к восстановлению дипломатических отношений. Так, 15 февраля 2026 г. замглавы МИД России Михаил Галузин сделал целый ряд комплементарных заявлений в адрес Грузии, напомнив о «духовном единстве».
«Наши связи носят естественный характер, а не искусственно навязываются Россией, как это пытаются преподнести на Западе. В их основе — духовное единство, многовековые исторические и культурные узы… Видим, что нынешние грузинские власти стремятся к возвращению стране суверенитета. Их не устраивает ситуация, когда внутреннюю политику Грузии сложно отличить от внешней политики ЕС. Мы с пониманием воспринимаем попытки Тбилиси покончить с диктатом извне, а также шаги по защите грузинской идентичности», — заявил Михаил Галузин.
Также замглавы МИД РФ затронул торговые отношения между РФ и Грузией и туристическую сферу.
«В 2025 году товарооборот составил рекордные 2,7 млрд долларов. На наш рынок приходится две трети поставок грузинского вина, больше половины спиртных напитков, 40% минеральной воды и 90% фруктов. Россия, в свою очередь, является ведущим поставщиком в Грузию пшеницы и нефти. В ключевой для Грузии туриндустрии ситуация схожая. Почти каждый четвертый турист — из нашей страны», — заявил российский дипломат.
Отсутствие дипломатических отношений между странами Михаил Галузин охарактеризовал как несоответствие текущей динамике торговли и выступил с предложением к Тбилиси «задуматься», каких результатов можно было бы добиться при восстановлении дипотношений с Москвой.
Что же реально нужно РФ от Грузии, спустя всего 4 дня, 19 февраля 2026 г., пояснил тот же Михаил Галузин, заявив, что «надо обсуждать вопрос, возможно ли железнодорожное сообщение между Россией, Абхазией и Грузией».
«Вы знаете специфику отношений между «республикой Абхазия» (кавычки - Caliber.Az) и Грузией, знаете специфику отношений Грузии с Россией. Поэтому надо обсуждать, если есть взаимный интерес, то надо вести диалог», — заявил Галузин, вновь говоря о марионеточном сепаратистском образовании на оккупированной грузинской территории как о «независимом государстве».
Но в Тбилиси уже четко дали понять Москве, что никаких разговоров ни о восстановлении дипотношений, ни о железнодорожном транзите без восстановления территориальной целостности Грузии быть не может. И в РФ должны по этому поводу срочно принимать решения.

Торопиться Москву заставляют перспективы ее «полного геополитического вытеснения» Вашингтоном из региона Южного Кавказа. Кроме того, у РФ есть угроза потерять в самое ближайшее время свои вложения в железнодорожную инфраструктуру Армении. Только в армянскую систему железных дорог объем российских инвестиций за почти 20 лет превысил 30 млрд рублей, о чем напомнил секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу, с возмущением комментируя предложение премьер-министра Армении Никола Пашиняна передать другой стране концессию на управление железными дорогами.
«И вот теперь [премьер-министр Армении] Никол Пашинян говорит, что нахождение железных дорог Армении в концессии у российской компании отпугивает потенциальных партнеров, препятствуя региональным проектам, и размышляет о передаче управления армянской железнодорожной сетью дружественной и России, и Армении стране», — заметил Шойгу.
Сегодня, чтобы «спасти» свои позиции в Армении и сохранить влияние на транзит через Южный Кавказ, РФ продолжает лихорадочно тратить средства и ресурсы. На участке Сухуми — Очамчира в оккупированной Абхазии сегодня железнодорожники из РФ активно ведут ремонтные работы, восстанавливается железная дорога. В Москве явно надеются «договориться» с Тбилиси о железнодорожном сообщении через Абхазию, но если принципиально не будет решен вопрос с деоккупацией Абхазии, то все эти усилия окажутся напрасными.
Наивно полагать, что в Вашингтоне будут спокойно смотреть за попытками восстановления влияния РФ в Грузии и на Южном Кавказе. Тем более без реальной деоккупации грузинских территорий, как того хочет Москва. Когда внимание было привлечено к визиту вице-президента США Джей Ди Вэнса в Азербайджан и Армению, и в СМИ рассуждали о том, почему он не посетил Грузию, имела место очень важная коммуникация между Тбилиси и Вашингтоном. 7-10 февраля 2026 г. по приглашению американской стороны совершил визит в США глава Службы госбезопасности Мамука Мдинарадзе. Это является еще одним показателем того, что без лишнего информационного шума взаимодействие между Белым домом и властями Грузии уже идет.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az







