twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Что будет, если Трамп вернется? Расклад Максима Петрова

09 Сентября 2022 17:15

В США сохраняются определенные шансы на возвращение бывшего президента Дональда Трампа в Белый дом. Все надежды его сторонников сосредоточены на выборах, которые состоятся через два года. Вместе с тем расчет и на усиливающееся негативное отношение многих американцев к Джозефу Байдену. После того как действующий президент бесславно провалил план социальной помощи и реконструкции американской инфраструктуры стоимостью в 4 триллиона долларов (вместо обещанных средств был выделен 1 триллион) и на фоне сильнейшего роста цен буквально на все, Байден стал вызывать у население всё большее раздражение.

Между тем, как указывает российское издание Республика: «Рейд ФБР в резиденцию бывшего президента США Дональда Трампа в Мар-а-Лаго в начале августа, похоже, пошел ему только на пользу — популярность Трампа выросла, и многие политики и эксперты в США считают, что его шансы стать кандидатом от республиканцев на президентских выборах-2024 укрепились».

Так что есть смысл рассмотреть, какими были и какими могут стать в будущем основные направления политики администрации Трампа, если он вернется в Белый дом. Не помешает при этом вернуться к истории его правления.

Что касается внешней политики, то, когда Трамп стал президентом США, он сразу проявил себя как яростный противник сотрудничества с Китаем и Ираном. Новый хозяин Белого дома усилил натиск на Китай и определил тарифы на китайские товары. Кроме того, Трамп ввел жесточайшие санкции против Ирана. А его проект союза с Москвой включал идею отдать РФ Украину (не исключено, что предполагалось отдать ей вообще все пространство бывшего СССР, кроме Прибалтики). План подразумевал, что Москва в обмен на Украину и снятие санкций развернется против Китая и Ирана. Этот проект оказался нежизнеспособным и в итоге провалился, а в нынешних геополитических условиях он тем более не может быть реализован.

Надо сказать, что Конгресс резко негативно отнесся к подобным инициативам Трампа, особенно же к предполагаемой сделке с Москвой. Верхушка американского политического истеблишмента и связанных с ней корпораций считала, что в интересах США наказать Москву за ее действия в Украине с 2014 года. Эту идею разделяли и республиканцы, и демократы. Россия нарушала существующие правила международной политики, в то время как США были заинтересованы в сохранении имеющейся архитектуры мировой безопасности и торговли, в определенной мере отвечающих интересам Америки. Во-вторых, как указывал крупнейший российский китаист Александр Габуев, Москва не могла развернуть свою политику против Пекина, так как это было бы сопряжено с колоссальными экономическими и политическими издержками. Ссора с могущественным соседом могла бы обернуться необходимостью держать на границах с КНР миллионную военную группировку, как это было во времена СССР, а таких возможностей у РФ не было и нет.

Сегодня этот старый провалившийся план Трампа тем более невозможно реализовать. СМИ и общественность США, как и всего западного мира, а также правление обеих американских партий четко занимают сторону Украины в развязанном РФ вооруженном конфликте. В то же время военно-промышленный комплекс (ВПК) США использует эту ситуацию как для того, чтобы нарастить потенциал ВСУ, так и для того, чтобы в резко обострившейся международной обстановке добиваться радикального роста военных расходов для перевооружения самих США и их союзников. На это, в частности, указывает военный эксперт Тим Купер. В эпоху усиления конфликтов, когда могучая машина американского ВПК разгоняется все быстрее, Трамп, выступавший в роли лоббиста интересов ВПК, вряд ли станет ей мешать. Следует помнить, что из 40 млрд долларов, выделенных на помощь Украине в рамках ленд-лиза, наибольшая часть суммы предназначена для поставок американского оружия, то есть является субсидией ВПК США, подчеркивает он.

К тому же именно республиканцы, как и часть других избирателей, упрекают нынешнюю администрацию Джо Байдена за то, что она оказывает «недостаточную поддержку Украине». Константин Сонин, экономист Чикагского университета и специалист по политике США, указывает, что в случае прихода к власти Трампа или любого иного республиканского кандидата на следующих выборах 2024 года внешнеполитический курс будет в большей степени нацелен на оказание военной помощи Украине, чем у нынешней администрации. 

Немалые усилия прилагал Трамп и для разруливания ситуации на Ближнем Востоке. Тогда его позиция имела три основных направления. Во-первых, вне зависимости от того, кто является президентом, США вынуждены минимизировать ресурсы, выделенные на ближневосточное направление. И Обама, и Трамп, и Байден в общем и целом следовали этой линии. В новой стратегии национальной безопасности США, принятой в 2022 году, Россия названа «острой угрозой» (в связи с конфликтом в Украине), а Китай – «стратегической угрозой, имеющей множество измерений» (имеются в виду превращение КНР в экономическую сверхдержаву, конкурирующую с Америкой, тайваньский кризис, создание Китаем огромной инфраструктуры в Азии в рамках программы «пояс и путь», призванной обеспечить создание общего евразийского рынка под эгидой КНР, и территориальные споры Китая с соседними странами). В таких условиях американцы больше не могут уделять особого внимания Ближнему Востоку. Кроме того, благодаря сланцевой революции роль этого региона как уникального поставщика энергоресурсов уменьшилась, поскольку США обеспечили свою энергетическую автономию.

 

В этих условиях администрация Трампа, точно так же, как и администрация Байдена, вынуждена будет больше полагаться не на прямое действие США, а на дружественные коалиции стран Ближнего Востока. После того как в результате «арабской весны» многие страны региона оказались ослаблены и погрузились во внутренние противоречия, три неарабские страны стали играть ведущую роль в этой части света – Израиль, Турция и Иран. Именно они превратились в центры региональных коалиций. И США так или иначе делают ставку на союз со своими партнерами, Турцией и Израилем, чья политика направлена на противостояние с Ираном.

Во-вторых, именно администрация Трампа разработала архитектуру «соглашений Авраама», обеспечивших установление дипломатические отношений, создание военно-политического союза и расширение экономических отношений между Израилем и суннитскими арабскими монархиями Персидского залива. Основой этого союза, кроме ловкости американских дипломатов, стало расширение сферы влияния Ирана и обострение арабо-иранских отношений. Опасность арабо-иранского (в какой-то мере суннитско-шиитского) конфликта заставила ОАЭ и Бахрейн (а также союзную им североафриканскую страну Марокко) сблизиться с Израилем и установить с ним дипломатические отношения. Крупнейшая и богатейшая страна Залива - Саудовская Аравия дипотношения с Израилем пока не установила, но сближение между двумя государствами происходит. Этот антииранский союз будет укрепляться по мере того, как США, вовлеченные в конфликты с Россией и Китаем, вынуждены будут уменьшать свое присутствие на Ближнем Востоке.

В-третьих, ставка делалась на теснейшее сотрудничество не только с Израилем, но и с Турцией. Ведущую роль в ближневосточном направлении политики Трампа стал играть крупный дипломат и ученый Джеймс Джеффри, сторонник сближения с этой страной. Отсюда намерение Трампа передать Турции часть северной и восточной Сирии, контролируемой силами враждебных Анкаре курдских боевиков, что реализовано лишь частично. Предполагалось, что союз с Турцией станет опорой США в Сирии, помогая вытеснить оттуда иранское влияние. В своей книге «Комната, где все происходило», Джон Болтон, бывший советник по национальной безопасности Дональда Трампа, пишет, что американский дипломат, сторонник протурецкой ориентации в американской политике на Ближнем Востоке Джеймс Джеффри успешно лоббировал идею передачи контроля над Ближним Востоком от Америки к Турции. «США решили отдать Ближний Восток на аутсорсинг Турции», - утверждал Болтон.

И надо сказать, что отношения Байдена с Эрдоганом сейчас куда более прохладные, чем прежде у Трампа. И в случае возвращения Трампа в Белый дом следует, пожалуй, ожидать основательного потепления отношений между Америкой и Турцией.

Наконец, Трамп в 2018 году добился разрыва ядерной сделки с Ираном. Сделка предусматривала отказ Ирана от программы обогащения урана с целью создания ядерного оружия в обмен на снятие с него американских санкций. «Ядерная сделка» была заключена президентом Обамой и европейскими дипломатами в 2015 году. Хотя Иран в целом соблюдал ее условия, Трамп в одностороннем порядке вывел США из соглашения и обрушил на Иран самые тяжелые санкции за всю историю, накрывшие все секторы иранской экономики. Целью Трампа было дестабилизировать и сместить иранский режим с помощью внутренних потрясений, вызванных тяжелой экономической и социальной ситуацией в стране. Эта цель не была достигнута, но обстановка в Иране усложнилась. Так вот, в случае возвращения Трампа в Белый дом велика вероятность возвращения к той же политике, и как минимум отношение его к Ирану будет хуже, чем отношение Байдена. Что может стать хорошей новостью для всех стран, которые являются оппонентами Ирана.

Caliber.Az
Просмотров: 1811

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
instagram
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Cамые читаемые
1

Такой будет новая станция Бакметрополитена Которую не строят уже больше года / ФОТО

10705
21 Декабря 2024 14:25
2

Политическое напряжение в Грузии: планы Зурабишвили и риски для региона Аналитика Цхведиани

2561
21 Декабря 2024 17:03
3

В бакинском университете открыта кафедра русского языка

1391
21 Декабря 2024 12:34
4

Еврокрикуны и евроклевета Антиазербайджанская ангажированность ЕП

871
20 Декабря 2024 13:01
5

Очередной сеанс лавирования Пашиняна Все та же заезженная пластинка

779
20 Декабря 2024 11:00
6

Le Monde: Макрон пытается максимально засекретить все аспекты своей жизни ФОТО

763
22 Декабря 2024 22:04
7

Вашингтон изменит подход к Южному Кавказу: прогноз будущей политики Трампа Цукерман и Нозадзе на Caliber.Az

738
22 Декабря 2024 10:17
8

Тезисы Алиева и Киев в зоне риска «События» с Мурадом Абиевым

711
21 Декабря 2024 18:30
9

Закат над «цветущим садом» Аналитика Лиманского

698
20 Декабря 2024 17:08
10

Запад смещает акценты в российско-украинской войне? Размышления Теймура Атаева

686
21 Декабря 2024 14:00
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading