Что сулит Тегерану новая военная сделка с Москвой? РФ обновит ВВС ИРИ
На днях иранское новостное агентство Tasnim сообщило, что в начале следующего иранского года (начнется в марте) в Тегеран поступят российские истребители Су-35, разговоры о которых идут еще с октября 2021 года. Именно тогда иранская сторона проявила интерес к покупке российских самолетов Су- 30, Су-35, а также пятого поколения Су-57.
Можно предположить, что на фоне нынешней провальной внешней политики Ирана и геополитической нестабильности в мире попытки Тегерана усилить военно- техническое сотрудничество с Москвой имеют две главных цели: каким-то образом продемонстрировать противодействие США и Западу и попытаться сохранить военно-политический баланс сил на Ближнем Востоке.
Если учесть, что на данном этапе у Ирана ввиду его недальновидной внешней политики сложились не самые доверительные отношения с ближайшими соседями по региону (Азербайджаном и Турцией) и совсем уж непростые отношения с арабскими странами, пополнение военного потенциала и поставки вооружений собственного производства в Россию – сделка достаточно выгодная, хоть и сулит очередные финансовые проблемы со стороны США и их союзников.
Фактически нарываясь на новый пакет экономических санкций, Иран демонстрирует готовность к военным контрактам с региональным союзником - Россией на фоне противостояния Москвы с Западом и бросая тем самым вызов Вашингтону. Судя по громкой риторике иранских властей, они пытаются спешно предусмотреть любую военную угрозу со стороны США и Израиля. По крайней мере именно такое впечатление произвела позиция тегеранских властей во время визита американского президента Джо Байдена в Израиль в июле минувшего года. Руководство Ирана озвучило тогда ряд дерзких заявлений в адрес Тель-Авива. Как сообщало в те дни Associated Press, президент Эбрахим Раиси заявил, что Тегеран жестко отреагирует на любые действия со стороны США и Израиля, если они будут направлены против Ирана.
Позже, в октябре 2022-го, после того как в стране начались массовые беспорядки из-за гибели 22-летней Махсы Амини, ИРИ направила своим противникам жесткий месседж о том, что у США и Израиля не хватит сил, чтобы расколоть исламскую республику. В итоге ответственность за протесты в стране, принявшие массовый характер, иранские власти полностью переложили на американские и западные спецслужбы, всеми силами оправдывая собственную пагубную внутреннюю политику.
Не исключено, конечно, что в нагнетании внутриполитической ситуации в Иране были замешаны определенные силы на Западе, однако в том, что этому в первую очередь способствовала деспотичная политика иранских властей, которую они объясняют канонами и ценностями ислама, сомневаться не приходится.
В то же время Иран может подвергнуться новым экономическим санкциям, но теперь уже на фоне российско-украинской войны. Неудивительно, что из-за непрерывного нахождения под западными санкциями (с 1979 года - момента основания исламской республики) там максимально приспособились к ним, чему немало способствовало и то, что санкционный режим формировался не за год и не два, причем последовательно ужесточался. Наиболее жесткие санкции против Ирана были введены в 2012 году, когда правительства США и европейских стран объединились для оказания масштабного давления на иранскую экономику, в результате чего произошло отключение всей банковской системы Ирана от SWIFT, были введены вторичные санкции против финансового, банковского, промышленного и других секторов.
Вместе с тем то, что главным и, как показали последние десятилетия, единственным рычагом давления США и Запада на Иран были и остаются санкции, подтвердило и новое заявление по этому поводу руководителя пресс-службы Госдепартамента США Неда Прайса, озвученное им на брифинге для журналистов. Прайс отметил, что Вашингтон не исключает введения новых санкций против иранского руководства из-за взаимодействия Тегерана и Москвы в военной сфере ( ).
К слову, США ранее высказывали недовольство поставками вооружений из Ирана в Россию, по всей видимости, опасаясь, что это может способствовать сохранению военного баланса в войне в Украине. С другой стороны, Вашингтон хоть и продолжает вооружать Украину, но время от времени намекает, что запасы оружия для поставок туда исчерпываются. Так, еще в сентябре телеканал CNBC, ссылаясь на военных экспертов, сообщал, что для военной промышленности Соединенных Штатов нормальный уровень производства снарядов для гаубиц калибром 155 мм - около 30 тысяч снарядов в год в мирное время, однако украинские солдаты расходуют такое количество примерно за две недели. Примерно в этот же период журнал Military Watch Magazine писал, что у западных стран практически закончились запасы танков Т-72, в связи с чем им приходится передавать Киеву боевые словенские машины М-55 на основе танков Т-55.
С другой стороны, всему миру ясно, что США заинтересованы в продолжении боевых действий в Украине до тех пор, пока военные возможности России не истощатся окончательно. Войну, которая продолжается под девизом «Большого противостояния России и Запада», сегодня не готова проиграть ни одна из сторон, даже несмотря на то, что военные ресурсы и с той, и с другой стороны существенно сократились. По оценкам международных экспертов, на нынешнем этапе боевых действий, военный резерв конфликтующих сторон находится практически на одинаковом уровне и обе стороны воюют на истощение.
Однако военное сотрудничество России с Ираном хоть и напрягает Запад, но едва ли может серьезно изменить региональный баланс сил, в том числе и в отношении двух главных соперников Ирана на Ближнем Востоке - Израиля и Саудовской Аравии. Как считают эксперты, российские истребители способны модернизировать иранский воздушный флот, но их будет недостаточно, чтобы бросить серьезный вызов соседям в Персидском заливе. Предполагается, что Иран в первую очередь получит «египетскую партию» Су-35, поскольку в свое время Каир был вынужден отказаться от 20-ти российских истребителей из-за давления США и угрозы санкций. Однако вполне возможно, что сотрудничество Ирана и России не ограничится лишь поставками СУ-35 и иранскими дронами в РФ.
Такое предположение основано на том, что Россия во время ядерных переговоров настаивала на снятии эмбарго ООН на поставки оружия Ирану. А после того, как в октябре 2020 года срок действий эмбарго истек, у Москвы появилась возможность для заключения военной сделки с Тегераном, которая, по словам главы ЦРУ Уильяма Бернса, представляет угрозу не только для Украины, но и для региональных соседей Ирана, особенно на Ближнем Востоке. Об этом он заявил в недавнем интервью американскому телеканалу PBS. При этом западные аналитики даже предсказывают, что Россия будет взаимодействовать не столько с Ираном в целом, сколько с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), что представляет собой весьма опасный тренд для всего региона.
Комментируя Caliber.Az военно-техническую сделку России и Ирана, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, профессор Владимир Сажин заявил, что закупки Ираном российских самолетов СУ- 35 вряд ли связаны с СПВД (Совместным всеобъемлющим планом действий - политическим соглашением между Ираном и группой государств, известных как 5+1, куда входит и РФ).
«Иран уже несколько лет назад просил у России эти самолеты. А теперь Ирану повезло, так как этот вид воздушной военной техники предназначался Египту, но он от них отказался. Что касается изменения баланса сил на Ближнем Востоке и на Кавказе, о чем говорят западные аналитики, то несколько самолетов не способны нарушить баланс», - сказал профессор В. Сажин.