Демографические тенденции, будущее мира и Южного Кавказа Аналитика Сергея Богдана
На днях ООН опубликовала прогноз изменения численности населения планеты и отдельных стран. Он многое объясняет в глобальном противостоянии, в ходе которого стареющие и вымирающие страны-гегемоны прибегают к военной силе и экономическому закабалению, чтобы оттянуть момент, когда большинство человечества положит конец их мировому владычеству. Более конструктивных идей у нынешних самозванных мировых лидеров нет.
Столь же красноречивы и демографические тенденции на уровне регионов. На Южном Кавказе стремительно сокращается население Армении. Показатели рождаемости вот-вот упадут ниже показателей смертности, а массовая миграция не останавливается с начала 1990-х — горькие плоды перестроечного национализма и территориальной экспансии. Увы, пока ни армянские, ни западные лидеры не готовы признать, что это их собственная политика привела к вымиранию и замещению коренных народов, и не готовы искать созидательные решения через мирное сотрудничество с другими странами. Реальность заставит их это сделать.
Запад начинает бояться миграции
Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам опубликовал на днях расчеты роста численности населения планеты, деликатно не заостряя внимания на некоторых скандальных аспектах проблемы. Неудивительно, ведь они связаны с трансформацией миропорядка и неотвратимостью упадка западного доминирования в мире в случае продолжения нынешней трансформации глобальной политики, экономики, культуры и коммуникаций.
Имеет смысл озвучить то, о чем безмолвно кричат цифры статистики демографов ООН. Важнейшая глобальная тенденция — это достижение пика мирового населения к середине 2080-х гг., считают авторы доклада. Мы добавим еще одну, гораздо более опасную для нынешней мировой системы — это ускорение диаметрально противоположных демографических тенденций в ключевых государствах коллективного Запада и в условном БРИКС+, странах, которые выступают его оппонентами или критиками. Ожидается, в частности, что население в таких государствах как Япония и Германия серьезно сократится, тогда как в Турции, Пакистане, Иране, Индии и Бразилии — вырастет.
ООН, правда, полагает, что население будет расти и в трех англосаксонских странах — ядре «коллективного Запада» - США, Канаде и Австралии. Но есть нюанс. Их рост продолжится лишь в случае продолжения миграции в эти государства. А насчет этого уверенности нет. Ведь до сих пор успешная миграция в эти страны была связана с имевшейся у них возможностью, во-первых, подобно пылесосу высасывать трудоспособное население из остальных стран коллективного Запада, а во-вторых, принимать некоторое количество мигрантов из других, незападных стран. Последних удавалось «разбавлять» и ассимилировать благодаря более здоровой демографической ситуации среди англосаксонского населения в тех же США или Австралии, а также приему мигрантов из других государств «коллективного Запада» или вестернизированных обществ Восточной Европы и подобных регионов.
Обе возможности в ближайшее время у англосаксонских стран сильно сократятся или уже сократились. Ведь основная масса готового к заокеанской миграции населения других стран «коллективного Запада» уже исчерпана — все они охвачены демографическим кризисом. А это означает не только исчезновение самого желательного для американского или, скажем, австралийского истеблишмента источника новых граждан. Это означает, что иммигрантов из незападных стран больше некем «разбавлять» — отсюда корни сегодняшних страхов западного населения в отношении латиноамериканцев, якобы наводняющих США, или же в отношении мусульманского «тихого завоевания» ЕС.
Все это — безусловно, процессы медленные. Благодаря этой их особенности мировым элитам удается скрыть свою ответственность за такое демографическое замещение, связанную с выстроенными ими порочной социально-экономической моделью, сверхэксплуатацией иммигрантов и демпингом зарплат, который является возможным благодаря импорту дешевой и подготовленной за счет менее развитых стран рабсилы. Когда последствия этой модели в виде вымирания коренного населения, уничтожения местной культуры и падения уровня жизни в конечном итоге становятся очевидными — подконтрольные элитам СМИ принимаются включать расистские мотивы и натравливать народ на народ.
Российско-украинская война: люди заканчиваются
В некоторых случаях демографические катастрофы происходят гораздо более стремительными темпами. Они также непосредственно связаны с глобальными политическими конфликтами и определяют их исход. Прискорбным примером тому является ситуация в Украине. Неделю назад директор Института демографии украинской Академии наук Элла Либанова заявила, что даже в самом оптимистичном варианте развития через 10 лет численность населения Украины составит лишь 35 млн. Напомним, что в момент распада СССР украинцев было 52 млн, а в начале российско-украинской войны два года назад — 41 млн.
Впрочем, 35 млн — это тоже малореалистичный прогноз. Более адекватным кажется анализ, представленный неправительственным «Украинским институтом будущего». Год назад он рассчитал фактическую численность населения Украины на уровне примерно 29 млн человек. Т.е. за первый год войны Украина потеряла более 8,5 млн! Причем, они считали военные потери по совершенно фантастичному минимуму, фактически учитывая лишь уехавших.
Насчет уехавших можно с уверенностью сказать, что абсолютное большинство из них уже не вернется на родину, чтобы там жить. Даже если та будет хотя бы минимально отстроена, что также маловероятно. Об этом свидетельствуют примеры практически всех современных конфликтов такого рода - от Афганистана до Сирии или даже действительно отстроенного и довольно зажиточного Северного Ирака. Западная поддержка Украины закончится, как только Киев утратит способность обескровливать Россию или Запад утратит интерес к этому обескровливанию — скажем, переключившись на Китай.
С тех пор прошел еще один год войны. Потери Украины росли, не сбавляя темпов — на днях малозамеченной прошла новость об открытии филиалов национального военного мемориала Украины во всех областях страны. Страна разрушалась дальше, а уехавшие обустраивались на новых местах. Но Украина продолжает воевать — все более полагаясь на западную поддержку.
Иными словами, нынешняя демографическая ситуация уже предопределяет дальнейшие возможные сценарии российско-украинской войны, которые есть у Киева и НАТО. Конфликт либо придется свернуть, например, через пресловутое замораживание, либо странам ЕС-НАТО нужно самим постепенно вступать в войну, поскольку сама Украина уже выбита и разрушена.
Армения: два-три миллиона «пропавших» граждан
Демографические прогнозы красноречиво указывают и на перспективы развития ситуации на Южном Кавказе. Наблюдая за отчаянными попытками армянских властей найти внешнюю силу, чтобы передать ей фактически часть суверенитета, надо принимать во внимание тот момент, что ереванские элиты понимают, что армянская государственность становится все более шаткой в результате демографических процессов. Армяне вымирают и уезжают, отказываясь от государства, выстроенного армянскими националистами с их перестроечными мечтами о территориальной экспансии и реалиями этнических чисток, бандитизма и коррупции.
Конечно, в прошлом году постоянное население Армении вроде бы даже несколько выросло — на 53 000 человек — и, на начало года, в этой стране проживали 2 млн 990 тыс. «прописанных». Но уже здесь мы видим первый неприятный для Пашиняна и его команды факт. Ведь получается, что население выросло лишь на пятьдесят тысяч, несмотря на приезд, по армянским официальным данным, «101 848» бывших жителей с территорий, которые контролировали карабахские сепаратисты! Естественная убыль населения и выезд в течение всего пары месяцев только что переехавших в Армению из Азербайджана армян сократили прирост за счет переселенцев ровно наполовину. В апреле даже представители карабахской хунты заявляли, что тысяч пятнадцать переселенцев уже уехали из Армении, в основном на юг РФ, а многие из оставшихся дожидаются окончания учебного года у своих детей, чтобы поступить так же. В марте МВД Армении заявило, что лишь нескольким более 79 тысяч переселившихся прошли регистрацию, а за гражданством обратились только 1 437 человек!
Вдобавок, прописанные граждане Армении, особенно трудоспособные, порой де-факто живут и работают в других странах. И это также проблема для Еревана, заметная по балансу въезда и выезда в Армении, который в прошлом году вновь стал отрицательным: -29 494 человек, если же брать только граждан, то и того хуже (-36 512 человек). Так было практически все годы независимости, за исключением 2022 года, когда благодаря релокантам из РФ он вышел в плюс (+38 732).
Давайте вспомним, что в самом конце советской эпохи население Армении составляло 3 574 тыс. человек. И, как сокрушаются армянские эксперты, «в условиях стабильного демографического развития численность населения Армении [сейчас] должна была составить 5,5-6 миллионов человек», а составляет лишь 2,9 млн! Для сравнения, в Азербайджане население возросло с 7,21 млн в 1991 году до 10,18 млн в настоящее время.
Спад численности населения Армении непосредственно связан с армянским националистическим движением, направленным на экспансию в регионе. На фоне территориальных захватов страна погрузилась в глубочайший социально-экономический кризис и очутилась в международной изоляции. Вследствие этого началось сокращение населения, сперва в результате массовой эмиграции. В свое время начальник Государственной миграционной службы (ГМС) Гагик Еганян признавал: «С момента обретения Арменией независимости эмиграция из страны никогда не прекращалась». Еганян признал, что власти скрывали масштабы бегства из Армении: «1992-1994 годы мы называем годами массовой эмиграции. За три года сокращение численности населения по причине эмиграции составило около 600 тысяч. 1995-2001 годы – второй этап, стабилизация, но все еще сравнительно высокие объемы эмиграции. За эти семь лет потеря населения составила 250 тысяч человек».
Все последующие годы, в т.ч. при Пашиняне, эмиграция колебалась вокруг отметки в 30 000 человек в год: судя по показателям въезда-выезда, за последние десять лет из Армении уехали 291 327 человек.
А вскоре последствия миграции усугубились падением рождаемости. С 2018 года один за другим регионы Армении стали фиксировать превышение смертности над рождаемостью. Снижение рождаемости — также прямое следствие т.н. «миацума» горбачевских времен. Как отмечают армянские демографы, падение рождаемости началось, когда в брачный возраст вступили рожденные в 1990-х, «которых на 40% меньше, чем рожденных в 1980-е годы, не считая того, что вследствие эмиграции 20-25% представителей этого поколения в настоящее время отсутствуют в Армении». Армянские демографы давно подсчитали, что к следующему году смертность превысит рождаемость уже во всей Армении.
Убегают даже индийцы
Лишь в последние годы армянское правительство добилось некоторого снижения скорости падения численности населения за счет притока граждан других стран — среди которых примерно 110 000 российских релокантов и рабочие из Индии. С 2017 года Ереван упростил выдачу виз индийцам, но активно они поехали в Армению где-то с лета 2022 года. К началу этого года, по оценке (точно никто не знает) экс-министра экономики Вагана Керобяна, в стране обосновалось 20-30 тыс. индийцев. Впрочем, и они не остаются — одни уезжают при первой возможности, столкнувшись с нещадной эксплуатацией, другие изначально едут, чтобы через армянский вид на жительство получить визу в ЕС или найти другой способ отправиться на Запад.
Все это и неудивительно - до мирного урегулирования с Азербайджаном у Республики Армения нет будущего, сколько бы заезжие российские айтишники ни рассказывали сказок о том, как эта страна станет «вторым Сингапуром». В отсутствие мира сами армяне не верят в такие маниловские прожекты. В апреле этого года премьер-министр Пашинян, выступая в городе Гавар, признал, что именно из-за отсутствия мира с соседями многие уехали из страны. По его словам, «мирная повестка дня заключается в предотвращении эмиграции... война во многом связана с эмиграцией, многие люди эмигрировали из Армении именно из-за отсутствия мира».
Впрочем, у Пашиняна и его команды на «семь бед - один ответ» и этот ответ - уход на Запад, который якобы решит и проблемы экономики, и позволит пренебречь миром с соседями и чудодейственным образом сделает Армению процветающей. Но это - огромное заблуждение. Желание армянских элит присоединиться к Западу на любых условиях может оказаться гарантированным путем к дальнейшему истощению людских ресурсов страны. Как показывает история последних десятилетий, такое случалось со многими странами, оказавшимися на дальней орбите Запада. Как отмечают авторы вышеупомянутого доклада ООН, рекордное сокращение населения в мирных условиях в ближайшие тридцать лет — на 14% - случится в государствах, из которых трудоспособное население массово уезжает в зажиточные страны «старого Запада» — Албании, Боснии, Литвы, Молдовы, Пуэрто-Рико. Из последней едут в США, из остальных — в Западную Европу.
Единственным реалистичным решением для Армении был бы мир с соседями, отказ от реваншизма и участие в восстановлении исторического единства Южного Кавказа. Это позволит оживить экономику, выстроить эффективное государство и остановить процесс вымирания и эмиграции. Другие хитроумные схемы с вовлечением Армении в интриги сверхдержав в регионе имеют шансы создать проблемы в регионе, но никак не помогут армянам выжить в реальной Армении.
Подводя итог, можно констатировать, что несмотря на все технологические инновации, живых людей машины не заменят. А демографические тенденции указывают на реальный смысл и мотивы политических процессов, а также позволяют сделать реалистичные прогнозы относительно будущего и мира, и его регионов. Милитаризация сверхдержав Запада и Востока, ужесточение борьбы с мигрантами, которую открыто разворачивают даже вроде бы либеральные страны коллективного Запада означает, что они панически боятся демографического перевеса и у них нет конструктивных идей относительно того, как плодотворно перераспределить ресурсы и организовать творческую энергию растущего человечества. Проблема ведь не в отсутствии ресурсов на планете — в этом году только страны НАТО выделят на военные расходы 380 млрд долларов – этих средств хватило бы, чтобы сразу избавить планету от голода и хронического недоедания, которые нарастают в результате климатических изменений, вызванных хищнической и эгоистичной экономической политикой зажиточных стран! Но для этого мировому истеблишменту пришлось бы отказаться от империалистической грызни и шовинизма. Однако и пример отдельно взятого региона Южного Кавказа показывает, что даже руководству небольшой, и постоянно уменьшающейся Республики Армения трудно отказаться от таких идей и националистического реваншизма, и увидеть в динамично растущем Азербайджане и других соседних странах не угрозу, а шанс для собственного возрождения и развития.