Двойная пощёчина Макрону: Чад и Сенегал идут по пути независимости Le Monde о неудачах Франции в Африке
Во французской газете Le Monde опубликована статья, посвящённая ослаблению французского влияния в Африке. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Боль от двойной пощёчины гораздо сильнее. 28 ноября Чад объявил о расторжении оборонного соглашения с Францией, а Сенегал заявил, что больше не желает присутствия французских войск на своей территории. Мотивы двух стран, требующих закрытия военных баз, которые они хотели сохранить с момента обретения независимости в 1960 году, практически идентичны. Власти в Нджамене заявили, что настало время «утвердить полный и окончательный суверенитет Чада». В то время как президент Сенегала Бассиру Диомай Фай в интервью газете Le Monde сказал: «Почему в стране должны находиться французские солдаты? Это не соответствует нашему представлению о суверенитете и независимости».
Заявление Чада, сделанное сразу после визита министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро, застало Париж врасплох. Как и высказывания сенегальского президента, озвученные как раз в тот момент, когда Эммануэль Макрон официально признал, что французские колониальные войска совершили резню в Тиарое 1 декабря 1944 года – момент в истории, который был упущен.
Особенно сильный удар был нанесён Чадом – первой колонией, присоединенной к Франции. На протяжении десятилетий он использовался в качестве настоящего «авианосца» в Африке. Там размещено около 1000 французских военнослужащих по сравнению с примерно 350 в Дакаре. После вынужденного ухода французских войск из Мали в 2022 году, а из Буркина-Фасо и Нигера – в 2023 году, это ещё одна серьёзная неудача для Парижа.
Стратегия, которую трудно понять
Несмотря на то, что в обеих странах существуют совершенно разные режимы правления, оппозиция французскому военному присутствию основана на одном и том же контексте: неприятии его значительной частью населения, особенно молодёжи, многочисленных предложений (американских, российских, китайских, саудовских и израильских), которые сейчас поступают главам африканских государств.
Франция была наказана за то, что медленно усваивала уроки глобализации континента, особенно те, которые затрагивали её бывшие колонии, где она слишком долго чувствовала себя «как дома». Заявив о своей приверженности новым отношениям с Африкой, свободным от груза её колониального прошлого, Макрон под влиянием части французского политического и военного истеблишмента принял стратегию, направленную на сохранение более сдержанного присутствия. Неопределённость некоторых африканских лидеров, для которых французские солдаты давно служат гарантией безопасности, не помогла.
Но вместо того, чтобы наметить чёткую перспективу вывода войск путём переговоров, Макрон попытался выиграть время, назначив личного посланника в Африке Жан-Мари Бокеля, чей доклад, представленный 25 ноября и не подлежащий разглашению, был в итоге перечёркнут решениями, принятыми в Дакаре и Нджамене. Теперь правительству необходимо стать более дальновидным и последовательным в своих решениях. В противном случае оно, как и сейчас, будет обречено на отставание от африканских реалий и на то, чтобы быть обойдённым новыми «друзьями» континента», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли