ЕС ставит на TRACECA и выбирает Азербайджан Обзор Caliber.Az
На днях агентство Bloomberg опубликовало сведения по разрабатываемому Евросоюзом 11-му пакету антироссийских санкций: ожидается, что ЕС может полностью запретить поставки высокотехнологичных товаров в третьи страны транзитом через территорию РФ. Это вполне ожидаемая мера в контексте ухудшающейся геополитической ситуации на фоне войны в Украине, в связи с чем уже в прошлом году Еврокомиссия (ЕК) наметила комплекс мер по диверсификации логистических векторов по альтернативным маршрутам. В частности, в Европе намерены ощутимо расширить сообщение с Азербайджаном, Грузией, странами Центральной Азии, используя потенциал транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (TRACECA).
Согласно информации Bloomberg, страны ЕС готовятся принять новый, 11-й пакет антироссийских санкций: очередной набор ограничительных мер будет включать около 30 новых санкций, и вместе с жесткими ограничениями в отношении ряда российских фирм и госорганизаций санкции также предлагается применять в отношении судов и танкеров, которые отключают навигационные системы, позволяющие отслеживать их перемещение. И хотя, как заявил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель по прибытии в Люксембург на встречу глав МИД ЕС, они пока не готовы согласовать новый пакет санкций против России, тем не менее понятно, что это всего лишь вопрос времени.
Наиболее серьезной санкционной мерой должно стать введение запрета на транзит через территорию России ряда высокотехнологичных товаров, оборудования и некоторых видов транспортных средств. Как отмечается в информации Bloomberg, в ряде стран, граничащих с Россией, в том числе в Финляндии и Эстонии, наблюдается необычайно высокий всплеск торговли со странами Центральной Азии. Причем нередко эта продукция, в том числе произведенные в ЕС и США товары двойного назначения, не достигает адресата - в процессе транзита часть грузов остается в России или переоформляется и реэкспортируется уже из третьих стран.
Напомним, что, согласно расследованиям СМИ и ряда международных профильных структур, в прошлом году Армения увеличила на 80% импорт из ЕС и США и в то же время превратилась в региональную перевалочную базу для реэкспорта в РФ электронных товаров и микросхем, компьютеров и периферийного IT-оборудования, станков и промышленного оборудования, автомобилей и автозапчастей к ним. Большинство из перечисленного можно отнести к продукции двойного назначения. Не так давно посланник ЕС по санкциям Дэвид О'Салливан сообщил в интервью Financial Times, что западные страны расследуют резкий рост экспорта из постсоветских стран – торговых партнеров России. В списке подозреваемых фигурирует и Армения, и недавно в ходе визита в Германию армянского премьер-министра Никола Пашиняна жестко предупредили о необходимости закрыть каналы «параллельного экспорта» и банковских переводов в подсанкционную Россию.
Но, судя по всему, на этот раз западные союзники не намерены ограничиваться предупреждениями и увещеваниями, и в рамках 11-го пакета Еврокомиссия намерена полностью перекрыть транзитный канал для продвижения через территорию РФ произведенной в Европе, США и ряде других стран высокотехнологичной продукции.
В частности, согласно данным Financial Times, недавно США предоставили Швейцарии, Австрии, Италии и Германии список товаров двойного назначения, которые Россия пытается приобрести в перечисленных странах в обход санкционных ограничений. Значатся там оптические товары, полупроводниковые преобразователи, оборудование для измерения напряжения и мощности, а также программируемые пользователем вентильные матрицы. С принятием 11-го пакета транзит такой или схожей высокотехнологичной продукции через территорию России для доставки в третьи страны будет полностью запрещен. Более того, не исключено, что санкционный список продукции, запрещенной к транзиту через территорию России, может быть еще более расширен: согласно данным Bloomberg, Польша, Эстония и Литва настаивают на том, чтобы ЕС ввел запрет на все виды товаров и технологий, которые могут быть использованы в российской военной, авиационной и космической отрасли, а также могли бы способствовать развитию промышленности России.
В числе незначительной группы продукции, которая пока не включена в обновленный ограничительный список ЕС, - изделия «Росатома», необходимые для выработки электроэнергии на АЭС, что объясняется позицией ряда европейских стран (например, Франции, Венгрии), для которых поставки топливных элементов для атомной энергетики исключительно важны.
На этом фоне в Брюсселе собираются всемерно способствовать продвижению западных высокотехнологичных товаров и оборудования по альтернативным маршрутам, не стыкующимся с проходящим по территории России «Северным коридором». Причем наибольший приоритет Еврокомиссия отдает расширению грузоперевозок по инициированному Евросоюзом 25 лет назад транспортному коридору Европа-Кавказ-Азия (TRACECA). К слову, усилиями ЕК уже во втором квартале прошлого года наметилась диверсификации транзита энергетических и несырьевых товаров (аграрное сырье, химическая и минеральная продукция, зерно, концентраты металлов, прокат, потребительские изделия) из стран ЦА в направлении Евросоюза посредством коридора TRACECA.
О масштабах изменения логистики в Евразийском регионе можно судить по показателям перевалки грузов через Азербайджан – ключевой транспортный узел вектора Европа-Кавказ-Азия. Согласно опубликованным на днях уточненным данным, в 2022 году объем перевозок по территории Азербайджана в рамках TRACECA составил 51,420 млн тонн с ростом на 29,8%, при этом доля транзитных грузов, перевезенных через коридор в отчетный период, превысила 13,634 млн тонн, обеспечив рост на 54,5%. Возросшие объемы грузоперевозок, в том числе транзита по TRACECA, увеличили доходы Азербайджана на 36,1% - до более чем 734, 912 млн манатов, в том числе доходы страны от перевалки транзитных грузов приблизились к 312,403 млн манатов с ростом на 59,3%. Более того, в минувшем году доходы Азербайджана от перевозки пассажиров по данному коридору увеличились почти на 28%, составив порядка 43,436 млн манатов.
Аналогичные тренды наблюдались и на другом берегу Каспия: республики Центральной Азии последовательно диверсифицируют поставки собственных и транзитных грузов в западном направлении посредством коридора Европа-Кавказ-Азия. Причем наибольшую активность в этом плане проявляет Казахстан, увеличивший перевалку ненефтяной продукции и контейнерных грузов почти на треть, а с марта 2023 года восстановивший прерванные в 2014 году поставки сырой нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Более того, правительство Казахстана одобрило проект соглашения о едином транзитном разрешении программы международного сотрудничества между Евросоюзом и странами-партнерами транспортного коридора TRACECA, согласно которому к автомобильному транспорту, следующему по территориям стран-участниц, применяется единое транзитное разрешение, многократно упрощающее транзитные грузоперевозки.
На днях в ходе 4-й сессии специального комитета по правовым вопросам и международному сотрудничеству в Швейцарии обсуждались инициативы постоянного секретариата межправительственной комиссии (МПК) TRACECA, в частности по цифровизации транспортных документов, что будет играть важную роль в обеспечении эффективности международных перевозок грузов и в дальнейшем развитии мультимодальных перевозок в 13 странах-участницах данного коридора.
Примечательно, что со второй половины прошлого года Еврокомиссия выразила готовность расширить поддержку странам-участницам TRACECA в рамках проектов технического содействия, улучшив в значительной мере условия осуществления международных перевозок. Речь в числе прочего идет о таких перспективных направлениях развития коридора, как цифровизация транспортных документов, правовая гармонизация, расширение контейнерных мультимодальных перевозок, оптимизация ценообразования, либерализация тарифов и трансграничных процедур, а также поддержка комбинированных перевозок из стран ЕС и Китая.
Все эти транспортные реформы всемерно поддерживаются в Азербайджане – ключевом логистическом хабе региона и весомом бенефициаре увеличивающихся грузоперевозок по TRACECA. Очевидно также, что Баку выиграет и от ожидаемого в ближайшее время решения ЕС по диверсификации транзита высокотехнологичных товаров по альтернативным маршрутам.