Антиазербайджанская 907-я поправка изжила себя Статья Forbes
В американском журнале Forbes опубликована статья Уэсли Александра Хилла, посвящённая азербайджано-американским отношениям. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«В постоянно меняющемся геополитическом ландшафте Евразии и Кавказа объявление в августе о заключении при посредничестве США соглашения между Арменией и Азербайджаном стало настоящим прорывом. После хаоса, вызванного распадом Советского Союза, эти две страны вели ожесточенные войны за территорию Карабаха. Ранее геополитические махинации России и Ирана в этом стратегически важном регионе поддерживали высокую напряжённость, одновременно подрывая торговлю и экономическую деятельность.
Даже после войны 2020 года, в которой Азербайджан одержал решительную военную победу, проблемы сохраняются. После пяти лет переговоров, когда мир уже близок и большая часть сложной дипломатической работы проделана, остаётся препятствие, которое может помешать США извлечь выгоду из новых договоренностей и «Маршрута Трампа во имя международного мира и процветания». В августе президент США Дональд Трамп приостановил действие 907-й поправки к Акту о поддержке свободы 1992 года, которая запрещает прямую американскую помощь Азербайджану. Настало время окончательно отменить это устаревшее положение, чтобы полностью реализовать обещания по TRIPP.
Кавказ – ключевой регион для транспорта и торговли
Южный Кавказ, который с незапамятных времен связывает Север и Юг, Восток и Запад, находится в центре геополитических устремлений многих мировых держав, включая Россию, Китай и США. Турция и Иран также тесно связаны с этим регионом. В условиях, когда крупные страны борются за влияние и энергоресурсы, а безопасность остаётся одной из главных проблем, США не могут позволить себе игнорировать стратегическую ценность Азербайджана.
Азербайджан – небольшая, но стратегически важная страна, расположенная на берегу Каспийского моря. Она служит воротами в богатую энергоресурсами Центральную Азию через Средний коридор – сеть транспортных маршрутов, соединяющих Евразию с Ближним Востоком. Азербайджан стал ярко выраженным независимым игроком в регионе, одновременно сопротивляясь давлению России и Ирана, сохраняя прозападный взгляд и служа важной энергетической артерией для Европы.
Тем не менее, внешняя политика США в отношении Баку остаётся устаревшей, скованной 907-й поправкой к Акту о поддержке свободы. Первоначально принятая для оказания давления на Азербайджан в связи с конфликтом с Арменией, эта поправка уже изжила себя. Сегодня она препятствует стратегическим, экономическим и дипломатическим интересам Америки на Южном Кавказе и за его пределами. Вашингтону пора признать, что Азербайджан – не просто региональный игрок, а партнёр, который может сотрудничать с американскими компаниями и помогать США использовать стратегические возможности.
Немногие страны имеют более выгодное положение для поддержания баланса между Россией и Ираном, чем Азербайджан. Теократический режим в Тегеране с подозрением относится к Баку не только по геополитическим причинам, но и из-за того, что представляет собой Азербайджан. Это светская страна с мусульманским большинством – идеологическая противоположность Ирану, который, по имеющимся данным, только в 2025 году казнил не менее 1000 заключенных. Религиозная терпимость Баку и его готовность сотрудничать с Израилем и Западом представляют собой угрозу для ИРИ. Стоит отметить, что Азербайджан предоставил женщинам право голоса раньше, чем это сделали США.
Ещё более важно то, что в северо-западном Иране проживает до 25 миллионов этнических азербайджанцев, многие из которых считают Баку культурным и политическим ориентиром и образцом для подражания. Для Тегерана это угроза для внутренней сплочённости.
Россия, в свою очередь, долгое время рассматривала Южный Кавказ как сферу бывшего имперского влияния, но Баку продемонстрировал самостоятельность. Историческая поддержка Москвы Армении в Карабахском конфликте отравила её отношения с Азербайджаном. Совсем недавно, в ходе инцидентов, ещё более обостривших отношения, Россия сбила азербайджанский гражданский самолёт, а затем отказалась взять на себя ответственность за гибель людей, десятки азербайджанцев были арестованы в России, и двое из них умерли в полицейском участке после пыток. Кремль не смог сыграть роль нейтрального посредника или дружественного соседа, и Баку этого не забыл.
Несмотря на то, что Азербайджан окружён враждебными державами, он тихо проводит внешнюю политику, которая соответствует интересам США. На протяжении многих лет страна тесно сотрудничает с Израилем в области обороны, энергетики и сельского хозяйства. Азербайджан покрывает значительную долю потребления нефти в еврейском государстве. Две страны продолжают углублять связи в области обороны.
Совсем недавно Азербайджан выразил готовность поддержать Соглашения Авраама – инициативу США, направленную на нормализацию отношений между Израилем и мусульманским миром. Это имеет символическое значение. В регионе, где символизм может быть столь же мощным, как и военная сила, тихая дипломатия Азербайджана не должна остаться незамеченной. С практической точки зрения, расширение Соглашений Авраама может обеспечить более широкую основу для всеобщего мира в регионе.
Азербайджан: энергетический хаб
Энергетика является движущей силой взаимодействия Запада с Азербайджаном. Война в Украине выявила опасную зависимость Европы от российских энергоресурсов, особенно газа. В то время как ЕС стремится диверсифицировать свои источники, Азербайджан выделяется как страна-производитель и транзитер. Южный газовый коридор доставляет каспийский газ из Азербайджана через Грузию и Турцию в Южную Европу, минуя Россию и Иран.
Более того, Азербайджан служит важнейшим каналом для транспортировки энергоресурсов и товаров из Центральной Азии. Казахстанская нефть всё чаще транспортируется через инфраструктуру Азербайджана на западные рынки. Эта ось Восток-Запад, известная как Средний коридор, раскрывает энергетический потенциал Центральной Азии без необходимости транзита через Россию или Иран. Ресурсы и транзитные возможности Азербайджана укрепляют энергетическую безопасность союзников США и одновременно способствуют достижению более широкой цели Запада по ограничения влияния Москвы и Тегерана на мировые рынки.
Те, кто движутся вперёд
Те, кто сегодня защищают 907-ю поправку, делают это из-за плохого понимания текущей региональной динамики. На самом деле Азербайджан не является агрессором в регионе. Он предложил мир и торговые коридоры с Арменией, а также сотрудничает как с США, так и с Израилем. 907-я поправка не только оскорбляет нового союзника, но и вредит интересам США.
Существует также суровая геополитическая реальность: если США не будут участвовать, то это сделает Китай. Пекин уже присутствует в Азербайджане через инициативу «Один пояс – один путь», финансируя инфраструктуру и продвигая торговые связи. Нерешительность Америки в продаже дорогостоящего военного оборудования вынудила Азербайджан в мае обратиться к китайско-пакистанским поставщикам самолётов.
Отмена 907-й поправки не означает одобрение всех решений, принятых Азербайджаном. Речь идёт о признании того, что американская дипломатия должна учитывать интересы США. Баку сотрудничает с некоторыми из ближайших союзников Вашингтона, поддерживает диверсификацию энергетики Европы и играет стабилизирующую роль в неспокойном регионе. Если США не могут вознаградить такой уровень сотрудничества, отменив одну поправку, чтобы обеспечить расширение торговли, мы не должны удивляться, если другие союзники станут сомневаться в надёжности Америки», – написал Уэсли Александр Хилл.