Формат стратегического партнерства: Пекин нацелен на сотрудничество с Баку На полях ШОС
В Самарканде продолжает работу саммит стран - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Одними из главных центров сил здесь наиболее отчетливо выступают Турция и Китай. И в этом смысле у Азербайджана, судя по всему, все складывается удачно: братская Турция – главный союзник Азербайджана, а встреча на саммите Ильхама Алиева и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина однозначно открывает новую главу в отношениях Баку и Пекина.
Фактор сближение интересов Баку и Пекина обусловлен не только изменением глобальной геополитической обстановки в Евразии, но и усилением роли обоих государств в мировых процессах. Понятно, что Китай, несомненно, является более крупным мировым актором и с точки зрения народонаселения, и по уровню ВВП, и по глобальным связям, однако при этом процессы активного расширения своего влияния в Евразии у двух государств развиваются весьма синхронно. И если у Китая этот путь отмечен более давней и стабильной динамикой, то Азербайджан такой импульс получил несколько лет назад, после победы в 44-дневной войне. Капитуляция Армении дала Азербайджану возможность расширить перспективы экономических и политических связей, в первую очередь посредством выстраивания новых транзитных мостов в регионе. Соответственно расширяется и география влияния Азербайджана, в частности в Центральной Азии, где возможность нашей страны через будущий Зангезурский и уже работающие транспортные коридоры обеспечивать транзит грузов с Дальнего Востока и из Юго-Восточной Азии в Европу с одобрением рассматривается странами Центральной Азии и Китаем.
Пекин, между тем, только недавно приступил к полноценной реализации транзитного маршрута «Среднего пути» через страны ЦА, Каспийское море, а далее через Азербайджан и Турцию в Европу. А сейчас, ввиду отказа от всех более северных маршрутов через находящуюся под давлением санкций Россию, этот маршрут в Европу для Китая становится практически самым оптимальным.
В каком-то смысле у обоих государств схожа и политико-географическая ситуация: имеются свои анклавы и территории, на которые претендуют другие государства и внешние силы, и незримо присутствует фактор угрозы внешнего вмешательства в регион.
По этой проблеме у наших стран налаживается взаимодействие. Так, председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что его страна поддерживает территориальную целостность и суверенитет Азербайджана и высоко оценивает поддержку Баку территориальной целостности и суверенитета Китая. Ильхам Алиев, в свою очередь, выразил признательность Си Цзиньпину за такое понимание.
Усиление этого формата отношений наблюдается сегодня достаточно отчетливо. Так, например, недавно на инициированном Францией специальном заседании СБ ООН в связи с обострением на азербайджано-армянской границе одним из тех, кто поддержал позицию Азербайджана, стал именно Китай. К большому, надо заметить, удивлению армянской стороны и ее лоббистов.
«Мы надеемся, что стороны будут соблюдать режим прекращении огня, чтобы стабилизировать ситуацию», - заявил постпред Китая в ООН Чжан Цзюнь в ходе обсуждения ситуации на армяно-азербайджанской границе. И дал понять, что причиной проблемы является торпедирование Арменией работы комиссии по делимитации и демаркации границы. Цзюнь выразил надежду, что рабочая группа по определению границы двух стран зафиксирует прогресс в работе.
Вместе с тем встреча лидеров Китая и Азербайджана в Самарканде явно показала, что формат сотрудничества переходит на новый уровень.
«Мы высоко оцениваем то, что вы придаете важное значение развитию связей между Азербайджаном и Китаем. Мы поддерживаем всестороннее развитие наших связей на стратегическом уровне», - сказал Си Цзиньпин во время диалога с Ильхамом Алиевым.
Поблагодарив председателя КНР за поздравления по случаю тридцатилетия создания партии «Ени Азербайджан», президент Ильхам Алиев констатировал хорошие связи между правящими партиями двух стран.
Президент Азербайджана подчеркнул, что высоко оценивает свой визит в Китайскую Народную Республику в 2019 году для участия в форуме «Один пояс, один путь». Глава государства отметил, что большие перспективы для сотрудничества и партнерства имеются также в рамках проектов «Средний путь», «Один пояс, один путь». Ильхам Алиев констатировал, что Азербайджан играет важную роль в транспортном процессе между Китаем и Европой и что транспортно-логистические возможности нашей страны имеют большое значение в международных грузоперевозках, и Баку полностью поддерживает грузоперевозки из Китая в Европу и обратно по железной дороге и другими видами транспорта.
Напомним, что на данный момент этот транзит происходит по маршруту Баку-Тбилиси-Карс из Стамбула в Пекин через Бакинский морской порт грузовыми поездами, и хорошей альтернативой этому маршруту может стать в том числе будущий Зангезурский коридор. Так что сотрудничество с Баку в любом случае перспективно для Пекина.
Азербайджан также является ценным политическим партнером, выступая лидером Движения неприсоединения, к которому присоединились уже 120 стран. Инициативы, которые выдвигает наша страна, в частности созванная с помощью Движения неприсоединения специальная сессия ООН по борьбе с COVID-19, демонстрируют значимый потенциал такого сотрудничества. В этом контексте глава государства отметил, что Азербайджан всегда придерживался верховенства норм и принципов международного права и что наша страна как председатель Движения неприсоединения с 2019 года продолжает свою деятельность в этом направлении. Президент Алиев подчеркнул, что территориальная целостность является фундаментальным принципом международного права, который все должны соблюдать.
Чрезвычайно значимы для Китая и его проект «Один пояс, один путь», а теперь и концепция восстановления стабильной жизни в Карабахе и других освобожденных азербайджанских районах. В Карабахе китайские компании уже принимают активное участие в реализации различных проектов. Ильхам Алиев приветствовал в своей речи эти инициативы китайских бизнесменов.
Достаточно серьезна и та роль, которую играет как Азербайджан, так и Китай в борьбе с пандемией COVID-19. И если Китай запустил многоплановое изучение природы вируса, создал свои вакцины против коронавируса, то Баку стал инициатором специальной сессии ООН по проблемам борьбы с пандемией. Азербайджан также выразил свое доверие разработанным в Китае вакцинам. Поэтому президент Алиев отметил, что высоко оценивает поддержку, оказанную Китаем Азербайджану в борьбе с COVID-19, и то, что наша страна стала одной из первых, приступивших к процессу вакцинации, благодаря полученным из КНР вакцинам. И.Алиев охарактеризовал этот как пример солидарности.
Между тем Азербайджан в качестве составной части сотрудничества с Китаем в гуманитарной сфере указал на необходимость укрепления связей между городами двух стран, расширения обмена студентами, а также сотрудничества в области туризма. Президент Азербайджана выразил уверенность, что после окончательного завершения пандемии обмен туристами между нашими странами будет восстановлен на уровне, имевшем место до распространения COVID-19. И это лишь несколько тем, что были подняты в ходе встречи Ильхама Алиева и Си Цзиньпина.
В этой связи стоит отметить и тот факт, что тандему Азербайджан - Турция удалось успешно лидировать по активности проведенных переговоров на саммите ШОС в Самарканде на фоне очевидного политического провала Еревана. Как известно, премьер Пашинян отказался от участия в саммите, аргументируя это осложнением ситуации на армяно-азербайджанской границе. И это действительно так: поездка Пашиняна на саммит сейчас, когда армянский реваншизм скорбит о потерянных высотах и требует реакции властей, могла обернуться для Воваевича серьезным нагоняем и закидыванием тухлыми яйцами. А вот азербайджанский президент, успешно отвечающий на все вызовы неприятеля, такую поездку позволить себе мог без всяких опасений. Таким образом, Ереван вылетел из переговорного формата ШОС по собственной же вине, в силу агрессивно-радикальной политики в отношении Азербайджана, и теперь «свои же щи хлебает». И если у Армении имелись какие-то свои планы по развитию армяно-китайского сотрудничества, то они оказались несостоятельны - инициативу окончательно перехватил Азербайджан, налаживая с Пекином теперь уже стратегическое партнерство.