Франция переживает медленную смерть макронизма Статья Гэвина Мортимера
В британском журнале The Spectator опубликована статья Гэвина Мортимера, в которой тот подверг жесткой критике президента Франции Макрона. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Почему все пошло не так для Эммануэля Макрона? В новогоднем обращении в 2022 году президент Франции призвал народ продемонстрировать «единство, смелость и коллективные амбиции» в наступающем году. Он признал, что будут трудности, упомянув о предстоящей пенсионной реформе, однако выразил оптимизм, сказав, что вместе они смогут «укрепить независимость и величие духа» и построить «более сильную и справедливую Францию».
Человеку свойственно мечтать. 2023 год был настоящим кошмаром для Макрона, когда Франция буквально шаталась от катастроф. Беспорядки, забастовки, нападения исламистов, ультраправые демонстрации, стремительный рост преступности, увеличение числа убийств, вышедшая из-под контроля иммиграция, кризисы в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и общественного транспорта.
И в довершение всего, в начале этой недели Банк Франции понизил прогноз роста экономики страны на 2023 год с 0,9 до 0,8 процента. Конечно, французский банк предсказывал ускорение экономики до 2026 года, но, возможно - как и Макрон - он умеет только хорошо говорить.
Франция переживает медленную смерть макронизма, так же как целое поколение назад на глазах у британцев пал блэровский режим. Как и Тони Блэр, Макрон был молод, динамичен и полон оптимизма, когда пришел к власти; в победных речах обоих главным словом было «новый».
Для Макрона это был центристский «Третий путь», пролегающий между правыми во главе с Марин Ле Пен и левыми во главе с Жан-Люком Меланшоном. С самого начала он поразил воображение меньшинства. Другие были настроены более скептически. В рецензии на книгу Макрона «Революция», вышедшую в 2016 году, журнал Le Point отметил, что «его социал-либеральная философия захватывающая, но все еще расплывчатая... Те, кто надеется найти в книге Эммануэля Макрона подробный политический проект, будут разочарованы».
Видение президента заключалось в том, чтобы превратить Францию в «страну стартапов». Он думал, что это будет легко, ведь до этого момента его жизнь протекала без особых проблем: один успех за другим. Макрон не думал о народе. Лишь немногие присоединились к нему; большинство всё сильнее отчуждалось и разочаровывалось в президенте, устав от его высокомерия и оскорблений. Он победил на прошлогодних президентских выборах потому, что его оппонентом была Марин Ле Пен, а не потому, что он подарил людям надежду или вдохновение.
Политические убеждения президента остаются расплывчатыми; многие считают, что Макрон - просто хороший актер в элегантном костюме; разумеется, его ограниченность на международной арене была наглядно продемонстрирована российско-украинской войной и конфликтом в Газе. В обоих случаях Макрон, по словам одного политического комментатора-ветерана, выглядел как «кролик в свете фар». Его дипломатия в Африке была катастрофически провальной. На этой неделе BBC обвинила Макрона в том, что он вызвал серьёзное недовольство среди молодого городского населения Западной Африки. Его поведение, которое корпорация охарактеризовала как «высокопарное и чрезмерно напористое», возмущает людей.
Французы знают обо всех проблемах, связанных с отношением президента к народу. Никогда еще в Пятой республике не было главы государства, вызывавшего столько разногласий, что и воплотилось в законопроекте об иммиграции, принятом в этом месяце. Пытаясь найти «третий путь» между слишком мягким и крайне жестким законопроектом, Макрон обнажил противоречия, присущие макронизму.
В минувшую среду в газете Le Figaro была опубликована язвительная статья, в которой говорилось, что партия Макрона «разбита в пух и прах», потому что ее лидер медлил с решением вопроса, имеющего столь серьезное значение для французского народа. Le Figaro объясняет эту неудачу «упорной слепотой» президента в отношении массовой иммиграции.
Война в Ираке привела к краху «блэризма»; для Макрона законопроект об иммиграции - это начало конца. Автором законопроекта был лидер правоцентристских республиканцев в Сенате Бруно Ретайо. Его партия была разгромлена Макроном семь лет назад, так что месть будет сладкой. «Мы достигли конца пути макронизма, - сказал Ретайо в минувшую среду. - Третий путь больше никуда не ведёт», - написал британский журналист.
Перевод: Фарах Мамедли