Грузия, «маршрут Трампа» и региональная логистика Статья Владимира Цхведиани
26 ноября исполняющий обязанности посла США в Грузии Алан Перселл встретился с министром финансов Грузии Лашей Хуцишвили. По информации посольства, на встрече обсуждались двусторонние экономические отношения, экономическое развитие страны, санкции США против России, а также то, как Грузия сможет поддержать «Маршрут Трампа ради международного мира и процветания» (TRIPP).

Зангезурский коридор в целом и «маршрут Трампа», в частности, стал ключевой темой переговоров и фактически определил контуры будущего сближения США и Грузии, а также восстановления сотрудничества после осложнений, возникших в двусторонних отношениях на фоне фактической поддержки администрацией Джо Байдена попытки «майданного» переворота в Тбилиси.
Следует напомнить, что прежний посол США в Грузии Робин Данниган практически не занималась экономическими вопросами и открыто поддерживала протестную активность оппозиции, включая попытки организации «майдана» в Тбилиси. Уже после избрания Дональда Трампа президентом США весной 2025 года Данниган пыталась оказывать давление на власти Грузии. Она требовала личной встречи с основателем партии «Грузинская мечта» Бидзиной Иванишвили, чтобы «передать послание из Вашингтона» и обсудить шаги по восстановлению стратегического партнёрства между США и Грузией.

Бидзина Иванишвили отказался от встречи с Робин Данниган, и вскоре она была отправлена в отставку, хотя сама экс-посол заявила, что уход с должности был её «личным решением».
Новый посол США в Грузии официально пока не назначен. Однако исполняющий обязанности посла Алан Перселл, в отличие от своей предшественницы, не был замечен в попытках «учить демократии» грузинское правительство. Одновременно прекратились регулярные собрания и совещания лидеров грузинской прозападной оппозиции на территории американского посольства.
На смену политизированной повестке посольство США в Грузии явно переключилось на экономические вопросы, уделяя повышенное внимание развитию Среднего коридора. После того как на вашингтонской встрече 8 августа было принято решение о «Маршруте Трампа» через Зангезур, американское посольство в Тбилиси активно включилось в эту работу.

18 ноября 2025 года Грузию посетил представитель Госдепартамента США, старший советник Джонатан Асконас. По информации посольства, главной целью его визита было обсуждение того, как Грузия сможет поддержать «Маршрут Трампа» (TRIPP). США также уделяют особое внимание транзитному потенциалу Грузии, и в ходе визита Асконас осмотрел таможенный пункт Boarding Automobile, построенный и оборудованный в значительной степени при поддержке Соединённых Штатов.
В свою очередь, исполняющий обязанности посла США в Грузии Алан Перселл подчеркнул важность Среднего коридора на конференции, состоявшейся 21 ноября 2025 года в рамках Черноморской платформы. Он отметил, что для развития коридора США продолжают оказывать конкретную поддержку Грузии и всему региону, включая значительные инвестиции в создание «Нового морского порта Поти» и использование транзитного потенциала Грузии для американского бизнеса. Перселл особо подчеркнул, что Черноморский регион будет ещё более укреплён благодаря инициативе TRIPP, развиваемой между Арменией и Азербайджаном при посредничестве США.
На этом фоне очевидна несостоятельность заявлений оппозиции о том, что после открытия Зангезурского коридора международный транзит якобы «обойдёт Грузию», а США «утратят интерес» к грузинскому транзитному потенциалу из-за прагматичной политики правительства «Грузинской мечты», не желающего идти на конфронтацию с Россией. Напротив — по мере развития проекта «Маршрута Трампа» растёт заинтересованность Вашингтона в продвижении инвестиционных проектов, укрепляющих позиции Грузии как ключевой страны Среднего коридора.
Международный транзит через Грузию давно открыт, и его инфраструктура активно развивается, всё большую роль в этом процессе играет Китай. Однако США совершенно не намерены отказываться от участия в модернизации транзитной инфраструктуры Грузии. В Вашингтоне также понимают, что уже в ближайшие годы объёмы транзита вырастут настолько, что потребуют дополнительных, «параллельных» маршрутов.
«Маршрут Трампа» становится естественной потребностью развития Среднего коридора, и США намерены координировать инвестиционную активность на новом направлении именно через Грузию.
Грузия, в свою очередь, также заинтересована в открытии Зангезурского коридора, который способствует укреплению мира на Южном Кавказе. Об этом недавно заявил спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили.

«Маршрут Трампа ради международного мира и процветания» (TRIPP), инициированный по итогам мирного саммита между Арменией и Азербайджаном при посредничестве США, открывает новые перспективы для всего региона и способствует укреплению Среднего коридора. Это важно для развития конкуренции, чтобы перевозчики получали лучшие условия, что сделает наш коридор ещё более привлекательным. Конкуренция только усиливает эти процессы», — отметил Папуашвили.
По его словам, появление ещё одного маршрута на Южном Кавказе является признаком стабильности, что привлечёт дополнительные инвестиции.
«Это само по себе является сигналом стабильности региона, что увеличит все виды инвестиций — как в инфраструктуру вокруг коридора, так и в другие сектора экономики. Поэтому мы приветствуем эту инициативу, которая принесёт пользу всему региону», — подчеркнул Шалва Папуашвили.
Сотрудничество США с правительством Грузии в развитии Среднего коридора и подключение Тбилиси к «Маршруту Трампа» через Зангезур вызвали настоящую истерику среди сторонников грузинской прозападной оппозиции в социальных сетях. Исполняющего обязанности посла США обвиняют в том, что он сотрудничает «с русским правительством» в Грузии — именно так оппозиция называет кабинет «Грузинской мечты». В адрес самого Дональда Трампа со стороны отдельных сторонников прозападной оппозиции в последнее время звучит всё более откровенная ругань.

Трампа обвиняют не только в том, что он якобы не помогает оппозиции свергнуть «пророссийское» правительство Грузинской мечты, но и в том, что нынешняя администрация США стремится к прекращению войны в Украине. Достается и плану Трампа по урегулированию — изначально представленному как 28 пунктов, а затем сокращённому до 19, — который должен привести к завершению российско-украинского конфликта. Этот план оппоненты тоже называют «российским».
Подобные настроения явно подпитываются силами, которые не заинтересованы ни в мире в Украине, ни в стабилизации на Южном Кавказе. Эти силы нуждаются в перерезанных международных транзитных коммуникациях и новых фронтах — как старых, так и «выращенных» заново. Всё это свидетельствует, что угроза дестабилизации в Грузии, представляющая риск для Среднего коридора, хотя и снизилась, но полностью не исчезла.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az







