Грузия под прицелом Брюсселя Статья Матанат Насибовой
В последнее время мы все чаще становимся свидетелями ужесточения позиции Европейского союза в отношении стран, которые проводят независимую внешнюю политику и ставят во главу угла исключительно национальные интересы, не принимая директивы ЕС и не идя на поводу у европейских чиновников. Причем, подобный подход институты Евросоюза демонстрируют как к государствам – членам организации, так и к тем, кто имеет статус кандидатов на вступление в данную структуру.
В первом случае это прослеживается, в частности, на примере Венгрии, в отношении которой Европарламент буквально на днях принял резолюцию, в которой призвал Совет Европы ограничить право голоса этой страны, обосновывая это неправомерным использованием ею права вето при принятии решений в такой важной сфере, как безопасность, что вызывает беспокойство, поскольку «политика Будапешта представляет системную угрозу ценностям ЕС».
Во втором случае под раздачу европейских «затрещин» попала Грузия. В частности, посол Германии в этой стране Петер Фишер на днях в интервью «Радио Свобода» заявил, что вопрос вступления Тбилиси в Евросоюз будет заморожен в декабре этого года, что является результатом действий грузинской стороны, поскольку она отклонилась от европейского пути.

«Германия больше не работает над этим (интеграцией в ЕС) из-за курса Грузии. И в ЕС, сказать по правде, над этим никто не работает. Вероятнее всего, Европейский совет в декабре на встрече глав государств это подтвердит, и «грузинский файл» будет закрыт», – отметил дипломат.
Сказать, что эта новость стала для грузинских властей каким-то сюрпризом, мы не решимся, поскольку отношения между Грузией и ЕС вот уже на протяжении достаточно длительного времени можно охарактеризовать только одним словом – конфронтация.
Чтобы понять суть проблемы, полагаем, стоит провести небольшой экскурс в недалекое прошлое. Как известно, официальный Тбилиси подал заявку на вступление в Европейский союз в марте 2022 года вслед за Украиной и Молдовой, которые получили статус стран-кандидатов в июне того же года. Однако Грузия стала кандидатом только в декабре 2023-го, что само по себе явилось тревожным сигналом для республики.

Глобальное ухудшение на треке ЕС – Грузия началось на фоне принятия закона об «иноагентах». Тогда Евросоюз приостановил процесс приема страны и заморозил часть финансовой помощи ей. Затем Европарламент не признал результатов парламентских выборов 2024 года, на которых победила «Грузинская мечта», приняв резолюцию, в которой подчеркивалось, что они якобы «представляли собой еще одно проявление продолжающегося отката страны от демократии».
Впоследствии ЕП также призвал ввести санкции в отношении премьера Кобахидзе, мэра Тбилиси, генерального секретаря правящей партии «Грузинская мечта» Каладзе, спикера грузинского парламента Папуашвили, бывшего премьер-министра Иванишвили.

Дальше – больше. Верховный комиссар ЕС по вопросам расширения Марта Кос 4 ноября на пресс-конференции в Брюсселе, прошедшей в рамках представления ежегодного доклада Еврокомиссии о расширении, отметила, что у Грузии худший отчет за всю историю стран-кандидатов, а вице-президент ЕК Кая Каллас заявила, что у этой страны перспектива на вступление в ЕС отрицательная, назвав несколько стран, являющихся перспективными кандидатами на членство в структуре к 2030 году – это Албания, Монтенегро, Молдова и Украина.
И вот теперь последовало заявление Фишера о закрытии «грузинского файла», в котором обращает на себя внимание нюанс, в целом отражающий позицию Германии в вопросе грузинской евроинтеграции. Так, в нем немецкий дипломат обвинил власти Грузии в том, что «в стране разгромлены неправительственные организации, нарушаются права демонстрантов, уничтожаются политические партии, некоторые (лидеры оппозиции) находятся в заключении».
В целом, это высказывание явилось лишь подтверждением его линии. Фишер регулярно критикует политику грузинских властей за отход от демократических стандартов и публично поддерживал участников протестов, заявлявших о нарушениях своих прав. В Тбилиси расценили это как вмешательство во внутренние дела страны, и в сентябре посол ФРГ был вызван в грузинский МИД, где его обвинили в «попытках поощрения радикальной повестки» и «необоснованных нападках на правительство». Германия назвала этот шаг грузинских властей «безосновательным» и выразила протест грузинскому поверенному в делах. Затем 19 октября Фишер был отозван на консультации в Берлин, где заявили о «кампании травли» в отношении посла. Он вернулся в Грузию 8 ноября, а уже 14-го вновь появился на протестной акции в Тбилиси.

В свою очередь, глава грузинского МИД Бочоришвили охарактеризовала последнее заявление немецкого дипломата как угрозу в отношении грузинской евроинтеграции.
«Вот так господин посол нам постоянно угрожает. Таким тоном он разговаривает с обществом той страны, в которой представляет Германию. Это очень печально», – заявила она в интервью Общественному телевидению страны.
«В целом, долг и функция посла – содействовать отношениям между двумя странами, а когда отношения между двумя странами становятся сложными, – играть положительную роль, а мы видим обратное. В данном случае мы наблюдаем чрезвычайное ухудшение отношений», – продолжила министр.
Таким образом, как показывают происходящие события, напряженность между Тбилиси и Брюсселем продолжает возрастать в геометрической прогрессии. И здесь нельзя не отметить, что вину за это Грузия перекладывает целиком и полностью на Евросоюз, поскольку его политика жесткого давления под предлогом якобы невыполнения страной ключевых требований евроинтеграции есть не что иное, как прямое вмешательство во внутренние дела суверенного государства, которое вправе руководствоваться своими национальными интересами, а не указками извне.

И на этом фоне стоит особо выделить позицию грузинских властей, которые, невзирая на все это давление, остаются приверженными европейскому курсу, о чем говорят и высказывания премьер-министра Ираклия Кобахидзе.
«Хочу напомнить, что мы не останавливали никакой процесс европейской интеграции. Евросоюз даже документально подтвердил, что это они 27 июня 2024 года приостановили диалог с Грузией, на что не имели никаких оснований. Это было крайне несправедливым решением в отношении грузинского народа. После этого они нагло объявили, будто бы мы приостановили процесс, приостановленный ими еще в июне», – сказал он, выступая на днях в парламенте Грузии. При этом премьер также выразил надежду, что в будущем подход европейской бюрократии в отношении грузинского народа в целом изменится.
Однако с учетом последнего заявления посла ФРГ Европейский союз и страны – гранды ЕС не намерены менять ни своих взглядов, ни вектор своих действий и продолжат преследование государств, не желающих подчиняться их диктату.







