Хроники антирекордов Макрона Кризис в стране и фиаско во внешней политике
Считающаяся одним из ведущих государств Европейского союза Франция с момента вступления в должность президента этой страны Макрона стремительно утрачивает свои ключевые позиции в системе международных отношений. К этому следует добавить и нестабильную политическую и социально-экономическую ситуацию внутри республики и наблюдающиеся из года в год серьезные пробелы в монетарной политике. Все это в совокупности привело к значительному снижению рейтинга французского лидера среди граждан Пятой Республики.
Если рассматривать ситуацию в целом, то рейтинг Макрона в стране упал на 8 пунктов, что, по подсчетам специалистов, считается рекордным показателем по сравнению с результатами опросов, касающихся политики его предшественников.
Так, по данным опроса института Odoxa, Эммануэль Макрон на сегодняшний день достиг рекордного уровня непопулярности – его рейтинг составил 22%, то есть, почти четверо из пяти французов (78%) считают его «нехорошим президентом».
В то же время в рейтинге лидируют глава партии «Национальное объединение» Жордан Барделла и его предшественница Марин Ле Пен, получившие соответственно 37% и 36% положительных отзывов. И, что любопытно, рейтинг популярности нового премьер-министра Франции Лекорню составляет 32%, что на 10 пунктов выше, чем у самого Макрона и экс-премьера Байру.
Значительное снижение рейтинга Эммануэля Макрона отмечало и издание Le Figaro, по оценкам которого, данный показатель упал до антирекордных 15%: «Согласно исследованию социологической службы Verian, опубликованному журналом Le Figaro Magazine, лишь 15% французов одобряют деятельность главы государства». Газета также отметила, что уровень недоверия Макрону достиг 80%, и это – худший показатель с момента его избрания в 2017 году.
Ранее Le Journal du Dimanche (JDD) со ссылкой на результаты опроса Французского института общественного мнения (IFOP) также сообщала, что рейтинг одобрения президента Франции снизился до рекордных 19%.
Международные аналитики, в свою очередь, фиксируют, что нынешние показатели опроса ниже, чем даже в период пика кризиса «желтых жилетов» в 2018 году, когда президента поддерживали 20% граждан. По их словам, 80–90% французов хотели бы отставки Макрона, однако с учетом особенностей французской политической системы это почти невозможно.
Вместе с тем следует отметить, что Франция не раз в своей истории преодолевала периоды краха и возрождения. Так, в далеких 1930-х французское государство постигла Великая депрессия, продолжавшаяся до конца десятилетия и негативно сказавшаяся на темпах экономического роста. После Второй мировой войны, в 1945-м, в стране началась эпоха социального строительства и индустриального подъема, а в 1958-м на фоне алжирского кризиса и коллапса Четвертой республики генерал де Голль осуществил институциональный перезапуск, создав Пятую республику с сильной президентской властью. Но, как мы видим, тогда Францию возглавляли мудрые политики и стратеги.
Сегодня проблема Пятой Республики заключается в том, что у руля власти в стране находится человек с имперскими планами во внешней политике, которые, кстати, уже претерпели серьезное фиаско на достаточно большой географии – от Африки до Южного Кавказа. Так, после вывода французских войск из Мали, Нигера и Буркина-Фасо Париж начал сокращать свое военное присутствие в Сенегале и Чаде, оставляя силы лишь в Джибути и Габоне, теряя, таким образом, свои позиции на Черном континенте.
Что касается Южного Кавказа, то макроновская Франция не раз и не два предпринимала попытки вмешаться во внутренние дела Азербайджана. В то же время официальный Париж открыто поддерживал армянский сепаратизм в Карабахе, реваншистские устремления в Армении, поставлял Еревану смертоносные виды вооружений и подталкивал армянское руководство к развязыванию новой войны в регионе. Однако 8 августа этого года в Вашингтоне на всех этих планах Макрона был поставлен большой крест – в присутствии лидеров Азербайджана, США и Армении главы МИД двух стран парафировали мирное соглашение между Баку и Ереваном.
Однако эти провалы во внешнеполитической сфере ничуть не смутили Макрона, он просто переключил свое внимание на иную область – ядерную.
«Французский ядерный зонтик существует. В настоящее время я работаю над обновлением нашей доктрины и хотел бы продолжить углубление нашего стратегического диалога с европейцами, которые этого хотят. В любом случае, с 1962 года существует европейское измерение. В начале 2026 года я выступлю с речью о ядерной доктрине», – заявил он в интервью FAZ.
Это заявление главы французского государства можно расценить как призыв к гонке вооружений, который поощряет опасную тенденцию ядерной милитаризации, против чего на днях категорически выступил генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси.
«Мы наблюдаем не разоружение, а рост ядерного вооружения. То есть, страны развивают и увеличивают свои ядерные арсеналы», – сказал он, направив этот месседж всем странам, в том числе и Франции.
Но, по всей видимости, в своих непомерных амбициях Эммануэль Макрон считает себя выше всего мира, и, вместо того чтобы заняться проблемами внутри своей страны, нерешенность которых в обозримом будущем неминуемо обернется для него негативными последствиями, он пытается заработать политические бонусы, разыгрывая карту «черного чемоданчика».