И Австрия уходит вправо Европа раскалывается по принципу партийной принадлежности
Несколько дней назад Австрия пополнила ряды европейских государств, на парламентских выборах в которых победу праздновали правые (впервые в истории страны). Австрийская партия свободы (АПС), возглавляемая Гербертом Киклем, набрала свыше 29% голосов при явке почти 75% избирателей. В данном контексте, прежде всего, привлекает увеличение поддержки АПС по сравнению с предыдущими парламентскими выборами на 13% (58 парламентских мест из 183).
Кикль, заявив, что сторонники его партии «написали часть истории», сразу же озвучил готовность к сотрудничеству со всеми политическими силами. Правда, большинство аналитиков скептически относятся к возможности коалиции с АПС других партий. К примеру, действующий канцлер и лидер Австрийской народной партии (АНП) Карл Нехаммер (уже признавший поражение) заблаговременно отверг этот вариант, хотя ряд экспертов обращают внимание на то, что он ставил вопрос о нежелании сотрудничества непосредственно с Киклем, что оставляет призрачные, по убеждению большинства аналитиков, шансы на прагматичный союз с АПС (у АПС и АНП есть опыт совместного формирования правительства: в 2000 и 2017 гг.). С другой стороны, президент Австрии Александр Ван дер Беллен еще на начальном этапе избирательной кампании объявил, что не назначит Кикля канцлером в случае победы его партии на выборах (согласно австрийскому законодательству, именно глава государства назначает канцлера).
В контексте складывающейся ситуации в Австрии немало экспертов подчеркивают, что, хотя нежелающие видеть «начало правого расцвета» (если не сказать, миттельшпиля) на европейском континенте утешают себя проблематичностью создания АПС коалиции с теми или иными политическими силами, вопрос стоит значительно глубже. Правые постепенно набирают обороты в Европе, что, в общем-то, уже не удивительно, в особенности после июньских выборов в Европарламент, когда значимых результатов достигли германская «Альтернатива для Германии» (АдГ), «Национальное объединение» Марин Ле Пен (Франция), плюс — правые из той же Австрии вкупе с Италией и Нидерландами.
На сегодня АдГ заполучила поддержку избирателей и на региональных выборах, прежде всего в восточных землях Германии. Программные же установки АПС в немалой степени совпадают с идеологией «Альтернативы…» как в аспекте вооруженной поддержки Украины (манифест АПС актуализирует прекращение выплат в Фонд мира ЕС — в целях использования собственных финансов в интересах национальной армии), так и в отношении к антироссийским санкциям и миграционным вопросам.
К примеру, незадолго до завершившихся выборов Кикль озвучивал планы строительства «Крепости Австрия», закрытой для беженцев и мигрантов, с предусмотрением выдворения из Австрии даже тех, кто, получив австрийское гражданство, «не сумел ассимилироваться».
Вместе с тем противники партии по горячим выборным следам провели несанкционированный митинг против АПС, призвав не позволить победителям сформировать коалицию. Опять-таки, как считают эксперты, вполне понятно, что даже если АПС окажется не в состоянии сформировать правительство, а в результате партийных игр потерпевший поражение Нехаммер останется канцлером, сложившийся в стране поствыборный расклад все равно будет означать начало конца тех, кто все еще будет находиться у власти в Австрии.
Без сомнений, данный акцент характеризует ситуацию в Европе в целом. На сегодня и сейчас у правых в различных странах пока еще нет необходимого количества голосов для того, чтобы не зависеть от других партий в контексте формирования правительства. Но «правая» тенденция настолько глубоко внедряется на европейский континент, что канцлер ФРГ Шольц уже открыто оперирует лозунгами АдГ. Возможно, данное развитие событий в скором времени станет реалиями дня и для официальной Вены.
Другое дело, насколько Евросоюз готов открыто признать «поправение» Европы, ежели они продолжают представлять правых исключительно «ультра», «крайне» или «популистами»? Примером нежелания лидеров ЕС смириться с «правыми» реалиями является представленный главой Еврокомиссии (ЕК) Урсулой фон дер Ляйен список кандидатов на ответственные посты в ЕК, где за исключением Раффаэле Фитто («Братья Италии») нет правых. Да и в этом случае вполне очевидно, что исключение из списка Фитто привело бы к открытому конфликту ЕК с премьер-министром Италии Джорджи Мелони, возглавляющей партию «Братья Италии» и давно лоббировавшей кандидатуру своего партийного соратника. Хотя ему и доверили совсем другой пост, нежели тот, на который рассчитывал Рим.
Ну не желают… Не хотят лидеры Евросоюза смириться с тем непреложным фактом, что «поправение» Европы меняет весь ландшафтный спектр континента. Ведь со сколькими препонами столкнулись правые, будь то выборы в Европарламент или национальная избирательная кампания, но, несмотря ни на что, все равно достигли исторического успеха на всех фронтах.
Конечно, в преломлении к АПС (аналогично ситуации с АдГ в Германии) идеологическая атака усилится. Повсеместно будет подвергаться резкой критике термин Кикля «реэмиграция» (после победы на выборах в Европарламент АПС даже лоббировала идею об «открытии» в ЕК должности еврокомиссара по «реэмиграции»), также как обструкции подвергнется его представление себя в качестве «народного канцлера», что у многих вызывает ассоциации с фигурой Гитлера.
Здесь же отметим, что одним из первых Кикля поздравил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, оценив его успех как «исторический». В свете чего вспомним, что после выборов в Европарламент Кикль в союзе с Орбаном и экс-премьером Чехии (ныне лидер оппозиции) Андреем Бабишем объявили о создании коалиции «Патриоты за Европу», ставшую самой значительной оппозиционной фракцией в Европарламенте.
Ну а на этом фоне в странах Европы усиливается линия против правых партий. Так, в бундестаге имеет место хождение по рукам ходатайство в Федеральный конституционный суд о запрете АдГ. Параллельно суд Парижа начал слушания по делу, в рамках которого «Национальное объединение» обвиняют в «отмывании средств Европарламента путем фиктивного трудоустройства сотрудников».
Таким образом, как предполагают отдельные политологи, итоги парламентских выборов в Австрии могут поспособствовать еще большему расколу Европы по принципу партийной принадлежности. Что, по их мнению, обосновывается проживанием лидеров Евросоюза как бы в «параллельном» мире, в котором без каких-либо «но» жизнь протекает чинно и мирно. А тот факт, что за окнами меняется европейская политическая «фактура», их будто не трогает. Однако, как отмечается, при сохранении данной тенденции они сами будут «тронуты» этой самой «фактурой».
Ждем развязки…