Именно война в Карабахе привела к росту популярности БПЛА в мире Пишет аналитик Forbes Пол Иддон
Обозреватель и аналитик журнала Forbes Пол Иддон написал статью о возросшем в мире интересе к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА), который возник после их успешного применения азербайджанской армией в 44-дневной войне в Карабахе осенью 2020 года. Автор статьи подчеркивает, что именно комбинация израильского Harop и турецкого TB2, примененная Азербайджаном, может оказаться смертоносной в арсенале любой армии.
«Открытие Ираном 17 мая завода по производству БПЛА в Таджикистане является очередным примером того, как ведущие ближневосточные производители БПЛА расширяют производство и их распространение в других странах.
На церемонии открытия завода в столице Таджикистана начальник штаба Вооруженных сил ИРИ генерал-майор Мохаммад Багери заявил, что Тегеран сейчас может экспортировать военную технику в союзные и дружественные страны, чтобы помочь им повысить уровень безопасности и создать устойчивый мир. Завод в Душанбе будет производить копии иранского беспилотника HESA Ababil-2, который может функционировать как беспилотник наблюдения или как беспилотник-камикадзе. Варианты «Абабиль-2», «Касеф-1» и «Касеф-2К», собранные хуситами в Йемене на месте, часто использовались при атаках на Саудовскую Аравию. Иранские беспилотники предоставят Душанбе более дешевую альтернативу пилотируемым самолетам (ВВС Таджикистана неэффективные, у них нет реактивных самолетов) или более дорогим БПЛА, доступным на рынке. Это также будет способствовать беспрецедентному распространению вооруженных беспилотных летательных аппаратов в Центральной Азии», - пишет Иддон.
Автор отмечает, что открытие завода «Абабиль-2» в Душанбе состоялось менее чем через год после того, как соседний с Таджикистаном Кыргызстан, которому также не хватает эффективных ВВС, заказал ряд хорошо зарекомендовавших себя турецких беспилотников Bayraktar TB2. Пока неизвестно, могут ли эти закупки беспилотников спровоцировать гонку вооружений между двумя странами, которые в начале 2021 года вступили в краткосрочный пограничный конфликт.
«Что еще стоит отметить, так это то, что всего за неделю до того, как Иран открыл завод в Душанбе, Turkish Aerospace Industries (TAI) объявила в заявлении от 11 мая о том, что подписала меморандум о взаимопонимании с Kazakhstan Engineering о совместном производстве беспилотных летательных аппаратов TAI Anka на территории Казахстана. Сделка включает в себя услуги по техническому обслуживанию и ремонту от TAI и передачу технологий. Казахстан - первая страна за пределами Турции, в которой будут собираться беспилотники Anka», - пишет автор.
Иддон особо отмечает, что Казахстан - не первая страна, с которой Турция стремилась к совместному производству своих беспилотных летательных аппаратов. Анкара продала своему близкому союзнику на Южном Кавказе Азербайджану беспилотники Bayraktar TB2, которые Баку успешно использовал во время Карабахской войны 2020 года против армянских войск. После той войны Турция и Азербайджан стремились расширить свои отношения оборонительного характера, подписав Шушинскую декларацию в июне 2021 года. Одним из проектов, о котором сообщалось в то время, было строительство завода по производству турецких беспилотных летательных аппаратов, вероятно, TB2, на территории Азербайджана. Нынешний статус этого проекта неясен.
«Еще одной страной, с которой Турция планировала производить свои беспилотники, была Украина. Начиная с 2019 года Киев закупил значительный парк Bayraktar TB2, и был очень доволен его приобретением. Действительно, успешное выступление TB2 в боях против атакующих российских войск после вторжения 24 февраля не разочаровало украинцев.
В октябре прошлого года министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба объявил, что Киев построит на своей территории завод по производству турецких беспилотников.
«Земельный участок, на котором будет построен завод, уже выбран», - сказал он на пресс-конференции.
Хотя последующее российское вторжение, несомненно, повлияло на эти планы, оно, возможно, не разрушило их, что казалось весьма вероятным в первые дни конфликта. В конце концов, Турция продолжает поставлять Украине TB2, утверждая при этом, что поставки осуществляются частной компанией Baykar. Анкара, скорее всего, сыграет свою роль в оказании помощи Украине в восстановлении ее оборонной промышленности после войны, и Киев, несомненно, захочет приобрести побольше турецкой техники, особенно учитывая впечатляющие характеристики TB2 в российско-украинской войне», - пишет в своей статье аналитик.
По его словам, пример Украины - это последняя война, в которой TB2 зарекомендовал себя в бою.
При этом он особо подчеркивает, что именно более раннее решительное использование Азербайджаном этих беспилотных летательных аппаратов осенью 2020 года резко повысило интерес к ним.
«Другим беспилотником, доказавшим свое мастерство в бою в той войне, был Harop, построенный компанией Israel Aerospace Industries (IAI). В отличие от TB2, Harop предназначен в первую очередь для подавления противовоздушной обороны противника/уничтожения средств ПВО (SEAD/DEAD). Азербайджанцы использовали модели Harop против армянских зенитно-ракетных комплексов С-300 во время войны в Карабахе.
Прошлой осенью сообщалось, что Израиль и Марокко были на грани заключения сделки по совместному производству БПЛА-камикадзе, вероятно, Harop, в этой североафриканской стране. Израильская пресса также сообщила, что в том году IAI получила от Марокко 22 миллиона долларов, что породило слухи, что это было частью сделки по БПЛА. Марокко также заказало TB2. Комбинация Harop и TB2 может оказаться смертоносной в арсенале любой армии, что Азербайджан удачно продемонстрировал почти два года назад», - резюмировал Иддон.