Индия, Пакистан и Афганистан – треугольник противостояния Обзор Артема Кирпиченка
На сегодняшний день две ведущие державы Индийского субконтинента – Индия и Пакистан, а также их северный сосед Афганистан вовлечены в сложные отношения противостояния, вытекающие из многолетнего соперничества и пограничных конфликтов, некоторые из которых длятся еще с колониальных времен. В 2025 году эти государства вновь оказались в центре внимания мировой общественности из-за новых столкновений, несущих угрозу региональной стабильности и геополитическому балансу сил.

В апреле 2025 года Индия обвинила Пакистан в причастности к террористическому акту в городе Пахалгам, в результате которого погибли 26 человек и не менее 20 получили ранения. Ответственность за теракт взял на себя некий «Фронт сопротивления». Несмотря на то, что пакистанские власти категорически отвергли обвинения Нью-Дели, между государствами вспыхнул вооруженный конфликт, в котором ВВС Индии понесли серьезные потери, в частности, были сбиты новейшие французские истребители Rafale.

Спустя полгода, 11 ноября, в пакистанской столице произошел взрыв автомобиля, в результате которого погибли не менее 12 человек. В связи с этим министр внутренних дел Пакистана Мохсин Накви заявил, что «это не просто очередной взрыв. Он произошел прямо в Исламабаде, и кто бы ни был причастен к этому, местные жители или граждане других стран, они не останутся безнаказанными». Он также предположил, что за взрывом стоят боевики, связанные с движением «Талибан» и Индией.
Здесь стоит отметить, что предыдущий премьер-министр Пакистана Имран Хан старался поддерживать ровные отношения с афганскими талибами и продолжил переговоры с организацией «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП), которая считается Исламабадом террористической, но пользуется поддержкой талибов, пытаясь добиться, чтобы она разоружилась в рамках переговорного процесса. Однако в армии и оппозиционных кругах высказывалось мнение, что подобная позиция укрепляет «Техрик-и-Талибан Пакистан». В итоге Хан получил парламентский вотум недоверия в 2022 году. Новая администрация заняла жесткую политику в вопросах борьбы с терроризмом, более тесно взаимодействуя с военными.

В последующем связи между Пакистаном и Афганистаном еще более ослабли, что породило новое сотрудничество, которое, впрочем, не должно удивить людей, знающих регион – между Индией и афганскими властями произошло сближение, разумеется, против Пакистана. Недавно министр иностранных дел Афганистана Амирхан Муттаки посетил Индию с официальным визитом, и эта поездка стала первым дипломатическим контактом между двумя странами после того, как «Талибан» взял в свои руки власть в стране. Индия объявила, что вновь откроет посольство в этой стране, а афганская сторона призвала индийские компании сотрудничать в разработке полезных ископаемых.
Между тем напряженность между Пакистаном и Афганистаном нарастала и в октябре вылилась в столкновения между вооруженными силами двух стран по всей линии Дюранда – демаркационной границе, установленной в 1893 году. Соглашение о делимитации между английскими и афганскими владениями было подписано в 1893 году эмиром Абдуррахман-ханом и Генри Мортимером Дюрандом. До распада Британской Индии в 1947 году афганские правители рассматривали линию Дюранда как границу, но с 1947 года, после образования независимого Пакистана, Кабул не признает эту линию в качестве официальной границы.

В итоге при посредничестве Турции и Катара противоборствующие стороны объявили о прекращении огня. После этого в Стамбуле прошли переговоры об урегулировании конфликта, но конкретных результатов достичь пока не удалось. В своем заявлении министр обороны Пакистана Хаваджа Асиф заявил, что его страна не планируют новых переговоров, и текущая ситуация шаткого перемирия будет сохраняться до тех пор, пока афганская сторона не нарушит режим прекращения огня.
Пакистанская сторона обвинила Афганистан в поддержке «Техрик-и-Талибан Пакистан» и подобных террористических организаций, а афганцы заявили, что не хотят брать на себя ответственность за действия этих групп. Официальный представитель кабульского правительства Забихулла Муджахид пожаловался, что Пакистан выдвигает чрезмерные требования.
На данный момент складывается впечатление, что все три стороны готовятся к новым вооруженным столкновениям. 30 октября Индия провела на границе с Пакистаном масштабные учения, в которых были задействованы все рода войск (ВВС, ВМФ и сухопутные силы).
В ответ пакистанское правительство расширило полномочия армии для проведения оборонительных мероприятий. Известно, что в Пакистане армия играет особую роль в жизни общества и государства. Перманентный конфликт с Индией, террористическими организациями и сепаратистами вынуждает Исламабад оказывать особое внимание Вооруженным силам. То, что армия сегодня получает дополнительные полномочия, может быть рассмотрено как попытка усиления государства и общества накануне войны.

Особую важную роль в этом процессе играют перестановки в высшем военном командовании Пакистана. Асим Мунир, в 2022 году ставший начальником штаба Сухопутных войск пакистанской армии, удостоился звания фельдмаршала и объединил в своих руках командование всеми силами на суше, в воздухе и на море. Стоит подчеркнуть, что речь идет о втором фельдмаршале за всю историю Пакистана, и данное звание предполагает пожизненный иммунитет. В то же время буквально на днях для расширения полномочий Мунира в верхнюю палату парламента на обсуждение внесли соответствующие поправки в Конституцию. Таким образом, в преддверии возможных боевых действий военным передается фактический контроль в стране, а гражданское правительство Шахбаза Шарифа на время уходит в тень.
Пакистанские и турецкие источники предполагают, что Индия, престиж которой был подорван весенней войной, может попытаться ослабить Исламабад через Афганистан посредством прямой или гибридной войны. В случае конфликта с Кабулом серьезные риски для внутренней безопасности Пакистана будут представлять пуштунские племена в регионе Хайбер-Пахтунхва и афганцы, иммигрировавшие в Пакистан еще в 1980-е годы, которые могут сыграть роль «пятой колонны».

Куда большую опасность для мира представляет ситуация, если Индия напрямую вмешается в конфликт, и в боестолкновения будут вовлечены все три страны, две из которых обладают ядерным оружием. Есть основания полагать, что в стороне не останутся и другие сверхдержавы. Президент США Дональд Трамп не случайно потребовал от Афганистана передать под контроль Соединенных Штатов авиабазу Баграм.
«Если Афганистан не вернет авиабазу Баграм тем, кто ее построил — Соединенным Штатам Америки — то произойдут плохие вещи», — написал он в Truth Social.
Между тем, турецкие СМИ пишут, что в этой ситуации Анкара может стать посредником между конфликтующими сторонами, а также будет расширять военное и политическое сотрудничество с дружественным Пакистаном. Такая позиция отвечает как международным интересам Турции, так и гуманитарным задачам, направленным на предотвращение жестоких и кровопролитных конфликтов.







