twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Индия — Турция: непростой путь к сотрудничеству Международная панорама с Артемом Кирпиченком

04 Ноября 2024 16:10

Срочный отъезд президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с саммита БРИКС, проходившего в Казани в конце октября, породил немало слухов и инсинуаций. Хотя официально турецкий лидер вернулся на родину в связи с террористическим актом в Анкаре, ряд зарубежных СМИ высказали мнение, что его отъезд был связан с разногласиями между участниками встречи.

Наиболее громкое заявление по этому поводу было озвучено немецким изданием Bild. Ссылаясь на слова Синана Юлгена, бывшего турецкого дипломата и эксперта Фонда Карнеги, немецкие журналисты заявили, что вступлению Турции в БРИКС препятствует Индия. Согласно материалам таблоида: «Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган хочет присоединиться к альянсу БРИКС и подал заявку на вступление перед 16-м саммитом альянса. Но пока что ему придется похоронить эту идею».

По словам Синана Юлгена, причина подобного поведения Дели заключается в хороших отношениях между Турцией и Пакистаном. Сам же визит Эрдогана в Казань вызван желанием Анкары продемонстрировать свою независимость в отношении ЕС и многовекторной политикой Турции, состоящей в НАТО и стремящейся войти в формирующиеся структуры восточного блока. Подобная конфигурация позволит турецкому президенту углубить свою роль международного посредника.

Эта публикация была неоднократно процитирована мировыми СМИ, но вскоре Центр по противодействию дезинформации Администрации президента Турции дезавуировал утверждения, опубликованные Bild. В распространенном турецкой стороной документе, в частности, сказано: «Вопрос о членстве в БРИКС других стран не стоял в повестке расширенного заседания лидеров на саммите в Казани, в котором принял участие наш президент Реджеп Тайип Эрдоган. Утверждения о том, что Индия является препятствием для вступления Турции в БРИКС, не соответствует действительности».

После этого на попятную пошел и Синан Юлген. Эксперт заявил, что редакция Bild исказила его слова, опустив некоторые важные нюансы. Так, политолог отметил, что Индия не «наложила вето» на членство Турции в БРИКС, а только «придерживается осторожного подхода». Юлген заметил, что  «такие страны, как Индия и Бразилия, выступают против быстрого расширения БРИКС. Они считают, что, хотя принципиальных возражений нет, необходимо немного подождать. На данный момент в БРИКС еще не достигли единого мнения по этому вопросу».

«Сенсация» превратилась в неудавшуюся политическую провокацию, мотивы которой шиты белыми нитками. Сближение Турции с БРИКС вызывает понятное недовольство в Брюсселе, и подобные информационные вбросы призваны породить ощущение непрочности формирующейся альтернативы западному миропорядку. Реагируя на слухи, президент Эрдоган еще раз подчеркнул: «Мы, как Турция, хотим укреплять связи с БРИКС. У нас уже есть двусторонние связи и сотрудничество с государствами, входящими в эту группу. БРИКС и другие международные платформы — это факторы, которые укрепляют нас экономически. И мы не можем их игнорировать».

Но тема непростых турецко-индийских отношений, которые активно развиваются уже несколько лет, действительно заслуживает отдельного внимания. 

За последнюю пятилетку объемы товарооборота между двумя странами выросли с 8 до 10 миллиардов долларов. Турция поставляет для Индии машины и оборудование, жемчуг, сырую нефть и драгоценные камни. В свою очередь индусы отправляют партнеру железо, сталь, минеральные масла и битумные вещества. Турецкие компании инвестировали в машиностроительные и инфраструктурные сектора экономики Индии, в то время как индийский бизнес вкладывает капитал в фармацевтическую и автомобильную промышленность Турции. Анкара и Нью-Дели активно проводят совместные научные исследования в оборонной и космической сфере.

До пандемии COVID-19 в 2019 году Турцию посетили более 230 тысяч индийских туристов. В 2021 году их было более 50 тысяч, поскольку туристический поток еще не восстановился. А в 2022 году, в сезон, в Стамбул и на пляжи Анталии в месяц стало прибывать около 30 тысяч индийских гостей. 

Камнем преткновения на пути плодотворного сотрудничества между двумя странами лежат застарелые политические противоречия по многим международным темам. Одним из таких вопросов является кашмирская проблема. Турция является союзником Пакистана, традиционного регионального соперника Индии. После того как в августе 2019 года Индия отменила 370-ю статью своей конституции, закреплявшую за штатами Джамму и Кашмир особый статус, президент Турции Эрдоган использовал любую возможность, чтобы активизировать обсуждение кашмирского вопроса. В свою очередь, премьер-министр Индии Нарендра Моди активно контактирует с властями Греции, Кипра и Армении, пытаясь укрепить региональный блок держав, противостоящих Турции.

Впрочем, президент Турции недавно сделал ряд шагов, направленных на сглаживание противоречий вокруг кашмирского вопроса. Выступая на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Эрдоган заметил, что «еще одним событием, которое придаст импульс региональному миру, стабильности и процветанию в Южной Азии, станет установление справедливого и прочного мира в Кашмире посредством диалога и сотрудничества между Индией и Пакистаном». Эксперты истолковали эти слова турецкого лидера как шаг, направленный на прекращение «интернационализации» конфликта вокруг Кашмира. 

Между двумя странами есть разногласия и по другим международным проблемам. Так, между Арменией и Индией в 2020 и 2022 годах были подписаны оборонные контракты на несколько десятков миллионов долларов. Дели также выражает обеспокоенность гуманитарными и образовательными программами, которые Анкара предоставляет для мусульман Индии, включающими в себя поддержку неправительственных организаций, выделение грантов талантливым студентам и стимулирование эмиграции в Турцию. 

В то же время, политические и экономические тенденции, по мнению ряда экспертов, будут подталкивать Турцию и Индию если не к взаимному сближению, то к взаимодействию.

Во время саммита Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане в сентябре 2023 года турецкий президент и премьер-министр Индии встретились впервые с того момента, когда Моди в 2019 году отменил свой первый визит в Анкару в знак протеста против позиции Турции по кашмирскому вопросу.

После землетрясения в Кахраманмараше индусы отправили на помощь пострадавшим отряд спасателей и развернули полевой госпиталь. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно называл Индию «крупнейшим торговым партнером в Южной Азии». Обе страны также имеют общие интересы в борьбе с терроризмом и экстремизмом и в последние годы осуществляют совместные проекты в этой сфере. Также не стоит забывать, что в последние годы Турция проводит политику «ноль проблем с соседями», предусматривающую урегулирование спорных вопросов с партнерами на мировой арене. 

Таким образом, в отношениях как между Турцией и Индией, так и между Турцией и БРИКС сегодня наблюдаются поступательные тенденции, хотя очевидно, что процесс взаимного сближения займет еще долгие годы.

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 606

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
instagram
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Подписывайтесь на наш Instagram канал
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading