Iran Wire о вызовах, стоящих перед Тегераном Перевод Caliber.Az
Иранское оппозиционное издание Iran Wire опубликовало статью, посвящённую основным проблемам, с которыми сталкивается режим в настоящее время. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
После масштабных антиправительственных протестов, охвативших Иран, Исламская Республика надеется на относительно мирный предстоящий год. Но многие проблемы сохраняются как внутри страны, так и за её пределами.
Девальвация национальной валюты, стремительный рост инфляции, неопределенность в отношении политики субсидий, банкротство пенсионных фондов, конфликты по поводу правил обязательного ношения хиджаба и продолжающиеся протесты учителей и пенсионеров являются одними из основных проблем, стоящих перед правительством.
Выборы
Парламентские выборы, назначенные на март 2024 года - первые после продолжающихся общенациональных протестов, вспыхнувших в сентябре 2022 года. Почти все серьезные кандидаты от реформистских и умеренно-консервативных движений не были допущены к участию в двух предыдущих парламентских и президентских выборах.
В феврале 2020 года на выборах в 11-й парламент была зафиксирована самая низкая явка со времен революции 1979 года.
Одновременно со всеобщими выборами будут избираться члены Совета экспертов, контролирующих работу верховного лидера ИРИ. Сохраняющаяся напряженность из-за вопроса о преемнике 84-летнего верховного лидера Али Хаменеи вызывает беспокойство. В сентябре отсутствие 30 членов совета на первом заседании стало достоянием прессы.
Конфликты из-за принудительного ношения хиджаба
Уличные протесты, требующие фундаментальных экономических, социальных и политических изменений после более чем четырех десятилетий клерикального правления, несколько утихли, но напряженность по поводу обязательного ношения хиджаба сохраняется. Женщины в Иране должны скрывать волосы под платком, находясь в общественных местах, а под пальто носить свободные брюки.
Во время праздника Новруз власти ряда провинций объявили о закрытии туристических центров, поскольку сотрудники и туристы не соблюдали правило обязательного ношения хиджаба.
Субсидии на бензин
Самые актуальные вопросы, стоящие перед правительством, включают субсидии, связанные с бензином и мукой. Правительство не решается повышать цены на бензин, поскольку такой шаг может спровоцировать массовые протесты, подобные тем, которые вспыхнули в ноябре 2018 года.
Отмена субсидий на муку в прошлом году привела к демонстрациям в нескольких провинциях.
Требования учителей
Учителя до сих пор не получили зарплату за март и объявили о том, что планируют провести акцию протеста в ближайшие недели.
Недовольство пенсионеров также усилилось, поскольку многие пенсионные фонды испытывают трудности с выплатой пенсий.
Валюта
Растущая изоляция Исламской Республики, ухудшающаяся экономическая ситуация, вызванная санкциями, и политическая нестабильность, вызванная протестами, привели к падению курса национальной валюты.
По данным журнала The Economist, в феврале иранский риал потерял 94 процента своей стоимости по отношению к доллару за последнее десятилетие и 55 процентов за последний год.
Регулирование инфляции
Средний уровень инфляции за последние четыре года достиг 44 процента, что является рекордно низким показателем со времен Второй мировой войны.
В прошлом месяце Центральный банк не раскрыл данные по точечной инфляции, но эту цифру можно было извлечь из индекса цен за месяц, и результат составил 63,9 процента.
Некоторые иранцы высказывали опасения по поводу того, что власти могут попытаться манипулировать статистикой, чтобы подогнать ее под требования Хаменеи.
Повышение «производительности» или грабеж?
Запланированная продажа «избыточных» государственных активов частному сектору является очень противоречивым вопросом.
Официальные лица утверждают, что процесс приватизации повысит «производительность», в то время как критики подозревают, что от этого выиграют только сторонники иранского режима.
Новые конфликты в регионе
В марте Иран и Саудовская Аравия договорились о возобновлении дипломатических отношений и открытии посольств. Однако предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем между двумя региональными врагами установятся теплые отношения.
Между тем, в начале 2023 года возникла напряженность в отношениях с Азербайджанской Республикой.
Иран также стремится усилить давление на правительство Ирака, чтобы положить конец деятельности вооруженных курдов на севере страны.
Попытки возобновить ядерную сделку 2015 года между Тегераном и мировыми державами провалились, а война в Украине негативно повлияла на отношения Ирана с Европейским союзом.
Перевод: Фарах Мамедли