Иранский удар по Израилю и джинны Эскалация продолжается
Израиль планирует масштабную расплату с Ираном за его удар, а Ближний Восток находится на грани большой войны.
Издание The Wall Street Journal сообщает, что Иран выпустил около 200 баллистических ракет по Израилю через несколько дней после того, как израильтяне убили лидера проиранской группировки «Хезболла» и направил войска в Ливан. Израильские военные уже дали понять, что предпримут ответные меры, хотя и не сообщили подробностей о том, как и когда они будут предприняты. Затем Пентагон заявил, что Израиль перехватил большинство ракет и что ущерб на земле был минимальным.
Иран пообещал «сокрушительный ответ», если Израиль примет ответные меры. В свою очередь, глава Госдепартамента Энтони Блинкен отметил, что США и другие помогли эффективно отбить атаку. Пресс-секретарь израильских военных Даниэль Хагари сказал, что военным не известно о каких-либо жертвах в Израиле.
Израильское издание «Хаарец» также поделилось любопытной информацией, согласно которой не только США, но также Иордания, Франция и Великобритания приняли участие в перехвате иранских ракет.
The Wall Street Journal указывает, что, по мнению некоторых аналитиков, Иран хотел выглядеть жестким, но в то же время не вызвать широкомасштабные ответные действия.
Израильские официальные лица ожидают тотальной региональной войны, сообщает влиятельное и хорошо информированное американское издание Axios. Оно отмечает, ссылаясь на этих чиновников, что Израиль осуществит «значительное возмездие» в ответ на массированную ракетную атаку во вторник, и что он сделает это в течение нескольких дней. Удар может быть направлен на объекты нефтедобычи в Иране и на другие другие стратегические объекты.
В прошлом израильские военные намекали на две лакомые цели в Иране: остров Харк, где находятся основные нефтеналивные терминалы исламской республики, и порт Бендер-Аббас, через который проходит львиная доля иранского экспорта и импорта. Таким образом, парализующие удары могут обрушить иранскую экономику.
Еще одной важной целью могут стать иранские заводы, связанные с ядерными и ракетными технологиями и исследованиями. Израиль давно указывал на то, что создание Ираном ядерного оружия является для него красной чертой. Однако такая операция была бы значительно более сложной: для того, чтобы уничтожить обширную, разбросанную по огромной территории страны ядерную программу, Израилю потребуется организовать налеты сотен самолетов в течение одной или нескольких недель, т. е. речь шла бы о полномасштабной воздушной войне.
Такой план было бы трудно реализовать, поскольку существует сдерживающий фактор Америки. Администрация в Белом доме не заинтересована в большой ближневосточной войне. Имеется риск втянуть американскую армию, как союзницу Израиля, в военные операции, а это правящей Демократической партии крайне невыгодно, ибо вело бы к большим проблемам перед выборами. Кроме того, согласно подсчетам экономистов Bloomberg, полномасштабная война на Ближнем Востоке приведет к росту цен на нефть до 150 баррелей за доллар и к глобальной рецессии, что также затронет США и было бы неприемлемо перед выборами.
Однако не вполне ясно, какими возможностями обладает Вашингтон для того, чтобы смягчить ответный израильский удар. В прошлом, когда американцы пытались затормозить боевые действия в Газе, они прерывали поставки боеприпасов в Израиль. Но им так и не удалось заставить премьер-министра Беньямина Нетаньяху принять план Байдена: обмен заложников, все еще находящихся в плену у палестинской организации ХАМАС, на прекращение огня с этой группировкой в секторе Газе. Война продолжилась и все больше стала охватывать Ливан, где Израилю противостоит союзник ХАМАС и Ирана, «Хезболла».
После того как Израиль предпринял эскалационные действия в Ливане, уничтожив высшее военное командование «Хезболлы» и ее генерального секретаря шейха Хасана Насраллу, а также начал сухопутные операции в Ливане, в события вмешался уже Иран. Он попытался защитить своих союзников и нанес ракетный удар по Израилю. Теперь стал возможен новый виток эскалации, который усилит военные действия. До сих пор Байден и его окружение не были способны остановить эти процессы.
Израиль и Иран еще никогда не были так близки к открытию нового и гораздо более опасного фронта в войне, охватившей Ближний Восток, отмечают эксперты. Во вторник Иран пригрозил, что если Израиль ответит силой на почти 200 ракет, запущенных им во вторник, то Тегеран нападет снова. Если это произойдет, то, по словам израильских официальных лиц, в ход пойдут все возможные варианты, включая удары по ядерным объектам Ирана.
«У нас есть большие сомнения по поводу того, как иранцы ответят на атаку, но мы учитываем возможность того, что они пойдут напролом, а это уже будет совсем другая игра», — сказал один из израильских чиновников в интервью Axios.
Израильский ответ может включать в себя авиаудары, а также тайные операции, подобные той, в результате которой два месяца назад в Тегеране был убит лидер ХАМАС Исмаил Хания. Но израильские высокопоставленные чиновники, пожелавшие остаться анонимными, сказали, что на сей раз ответные меры Израиля будут гораздо более значительными.
Во вторник кабинет безопасности Израиля собрался в подземном правительственном бункере в горах недалеко от Иерусалима. Его заседание началось в тот момент, когда первая волна иранских баллистических ракет направилась в сторону Израиля. Многие из них были перехвачены израильскими и американскими системами противоракетной обороны. Те, что не были перехвачены, в основном попали на открытые территории вблизи базы ВВС на юге Израиля, штаб-квартиры Моссад и базы военной разведки к северу от Тель-Авива. Представитель израильского оборонного ведомства сообщил Axios, что по штаб-квартире Моссада были выпущены десятки иранских ракет, но ни одна из них не попала внутрь комплекса.
Еще один высокопоставленный израильский чиновник сказал Axios, что одна из причин, по которой решение об ответном ударе пока не было принято, заключается в том, что израильские чиновники хотят проконсультироваться с администрацией Байдена. Сам Байден заявил, что США и Израиль обсуждают ответ на иранскую атаку, и «пока неясно», каков будет результат. В свою очередь, высокопоставленный американский чиновник сказал, что на переговорах между администрацией Байдена и израильским правительством во вторник США дали понять, что поддерживают ответ Израиля, но считают, что он «должен быть взвешенным». Американцы постараются ограничить ответные меры Израиля, однако сложно сказать, что из этого выйдет.
Между тем, новости из Ирана выглядят странно. Там журналисты спросили богослова Мустафу Карами о том, как Израиль получил подробную информацию о местонахождении руководителя «Хезболлы» Хасана Насраллы, который был недавно убит в ходе налета израильской авиации на Бейрут. Вот что ответил богослов: «Эта информация утекает через неверных и невидимых джиннов, которых наняли и подготовили еврейские священники (коэны)... Евреи получили знания об этих джиннах и астрологии еще во времена царя Соломона».
В то же время, израильтяне исследуют обломки иранских ракет и указывают на то, что «на обломках видны корявые сварные швы у стабилизаторов, и вообще это — кустарщина, вроде тех же палестинских «Кассамов», только сильно покрупнее», — об этом пишет военный журналист Сергей Ауслендер. Свидетельств о нанесении какого-либо сильного ущерба израильской военной машине нет. Кроме того, иранцы распространили видео якобы удара дрона по Тель-Авиву, но это, как выяснилось, был фейк.
Теперь исламской республике логично было бы получше спрятать своего 85-летнего верховного лидера Хаменеи. Иранский режим много говорит про страшную месть, но чаще попадает палкой по молодым девушкам, отказавшимся носить хиджаб, чем по сионистам. Неужели израильские джинны могущественнее иранских? Или, может быть, израильтяне более эффективно используют мозги своих инженеров, специалистов по ракетным двигателям, микроэлектронике и т. д.?
И все же не стоит недооценивать возможности Ирана и его союзника «Хезболлы», располагающих большим ракетным потенциалом. «Хезболла» способна накрывать Израиль ракетными ударами в течение долгого времени.
Скорее всего, ответ Израиля будет сильнее, чем в прошлый раз. Это, как и усиление конфронтации в Ливане между Израилем и «Хезболлой», означает, что эскалация продолжается. Пламя ближневосточной войны (Израиль против Ирана и его союзников из «Оси сопротивления») разгорается все сильнее.