Израиль и Турция координируют посредничество между Россией и Украиной Расклад Михаила Магида
Израиль и Турция занимают особое, можно даже сказать - привилегированное - положение между западным миром (а также Украиной) с одной стороны и Россией с другой. В настоящее время они пытаются использовать это и могут координировать свои усилия с целью примирения Киева и Москвы.
Израиль – ключевой военно-политический и экономический союзник США на Ближнем Востоке. Его вооруженные силы получают новейшее оружие от американцев, в то время как израильский хайтек является интегральной частью Кремниевой долины. В то же время, особые отношения страны с Кремлем сформировались во времена премьерства Беньямина Нетаньяху. Он неоднократно посещал Москву, помогая прорвать дипломатическую блокаду России. Между странами был заключен неформальный договор – Израиль продолжает на протяжении многих лет свою спецоперацию в Сирии, которая называется «Война между войнами»: его ВВС регулярно уничтожают в Сирии военные объекты, связанные с Ираном и его союзниками – иногда достается и армии сирийского президента Башара Асада, которая вместе с иранцами борется против оппозиции. Но ПВО России не стреляют по израильтянам, несмотря на то, что те бомбят российских союзников – Асада и иранцев. Этот неформальный договор стал причиной того, почему Израиль отказался (в отличие от всего остального западного мира) поставлять новейшие системы вооружений в Украину.
Турция – это отдельная история, тоже очень специфическая. Турция – страна НАТО, прикрывающая южный фланг этой организации. В 2015 году, после того, как российские и турецкие интересы столкнулись в Сирии, и Турция сбила российский самолет, страны стояли на грани вооруженного конфликта. Но тогдашний президент США Барак Обама отказал Турции в поддержке и даже вывел с ее территории некоторые американские боевые самолеты (так же он в то время отказал в поставках летального оружия Украине).
Фактически, как бы это удивительно не звучало, пророссийская политика Обамы заставила Турцию резко изменить курс и пойти на сближение с Москвой, несмотря на все могучие военные и экономические связи с Вашингтоном и странами Евросоюза. Возможно, эта история подтолкнула руководство Турции закупить в России системы ПРО\ПВО С-400. С тех пор Турция маневрирует между США и РФ. Например, Турция поставила Украине свои «Байрактары», но в то же время она отказалась присоединиться к антироссийским санкциям.
Все это позволяет сегодня Турции и Израилю стать особым каналом для посредничества между Украиной и Российской Федерацией.
В последние несколько дней Израиль проявляет осторожность в связи с посредническими усилиями, направленными на организацию переговоров между президентом России Владимиром Путиным и его украинским коллегой Владимиром Зеленским. Сначала израильские политики, коллеги премьер-министра Нафтали Беннета, открыто признавали возможность этого события, желая превратить его в пиар на внутриполитическом поле. Их действия вызвали достаточно прохладную реакцию Москвы, поэтому в настоящее время они стараются не привлекать повышенного внимания к этому вопросу. Хотя весьма влиятельное издание Financial Times сообщило, что Беннет «был главным международным посредником на переговорах». На данный момент Израиль хранит молчание.
В то время, когда Израиль осторожничает, Турция не намерена скрывать свою возможную посредническую роль. Президент Реджеп Тайип Эрдоган постоянно предлагает двум враждующим лидерам встречи в Анкаре или Стамбуле (Беннетт выдвигал в недавнем прошлом идею проведения такой встречи в Иерусалиме).
Хорошо информированный израильский политический публицист Бен Каспит указывает на страницах издания «Аль-Монитор», что менее года назад подобные предложения о посредничестве между Россией и Украиной, скорее всего, вызвали бы острую конкуренцию между Израилем и Турцией. Но, по словам Каспита, который имеет доступ к высокопоставленным израильским чиновникам, в настоящее время Турция и Израиль координируют свои действия в плане посреднической миссии между Россией и Украиной.
Этого никогда не случилось бы, если бы не внезапный поворот Анкары и Тель-Авива друг к другу после многих лет вражды. Данный разворот обусловлен значительной разрядкой в их отношениях с лета прошлого года. Ее пик пришелся на визит президента Герцога в Анкару и Стамбул 9-10 марта. В недавнем прошлом Турция остро критиковала Израиль за его политику по отношению к палестинцам, и это вызывало поддержку многих на преимущественно мусульманском Ближнем Востоке. Но теперь многое изменилось – Эрдоган сосредоточился на стратегических, геополитических и экономических интересах Турции в свете основных региональных и международных событий. На этой арене позиции Анкары в текущих реалиях гораздо ближе к Тель-Авиву, чем ко многим другим столицам.
Конечно, Турцию и Израиль многое разделяет. «Мы знаем, что стратегический союз, который у нас когда-то был с Турцией, сейчас невозможен. Мы понимаем возможности и ограничения Эрдогана. Он просто демонстрирует прагматизм. Наши многочисленные общие интересы достигли критической массы, которая позволила Эрдогану сменить направление. Это то, что он сделал, и мы идем вместе с ним», - сообщил изданию «Аль-Монитор» на условиях анонимности один из высокопоставленных дипломатических источников Израиля.
Другой израильский дипломат, также пожелавший не раскрывать своего имени, выразился следующим образом: «Когда открывается такое большое окно возможностей, вы не захлопываете его. Турция – держава, одна из трех неарабских держав, которые диктуют темп событий на Ближнем Востоке, наряду с Израилем и Ираном. Иран – злейший враг, который не скрывает своего желания уничтожить Израиль. Турция, в свою очередь, не находится на той же странице. Турция – стратегический торговый партнер Израиля». Он указал на то, что население Турции составляет около 90 миллионов человек и что даже во время пандемии коронавируса, когда глобальная торговля сократилась, объем двусторонней израильско-турецкой торговли продемонстрировал рост, достигнув почти 8 миллиардов долларов и сделав две страны стратегическими торговыми партнерами: «Это нельзя игнорировать, и мы рады видеть, что Эрдоган также признает это».
Да, стратегическая пропасть между Турцией и Израилем связана с палестинским вопросом. Израильское руководство считает сохранение контроля над западным берегом реки Иордан критически важным для себя проектом, от которого не намерено отказываться, в то время как руководство Турции открыто говорит о поддержке палестинского движения. Именно поэтому возвращение к полноценному стратегическому партнерству во всех сферах в настоящее время невозможно.
Но можно сказать, что российско-украинский конфликт в определенном смысле сблизил Турцию и Израиль. Каждое государство по своим сугубо национальным интересам заинтересовано в его прекращении.
Израиль не заинтересован в углублении конфликта между своими партнерами, США и РФ, поскольку американцы могут поставить его в ситуацию выбора – или-или.
Анкара, несмотря на все связи с НАТО, не желает отказываться от своего экономического партнерства с Россией (товарооборот между странами приближается к 30 млрд долларов).
И теперь Турция и Израиль готовы сотрудничать. В том числе для того, чтобы примирить Киев и Москву.