Израиль vs «Хезболла»: есть ли риск новой эскалации в Ливане? Международная панорама на Caliber.Az
Вопрос о разоружении «Хезболлы» всё ещё остро стоит и с повестки дня сходить не собирается. Советник президента США Булос заявил, что с точки зрения Соединенных Штатов дело с разоружением «Хезболлы» продвигается недостаточно быстро. Он подчеркивает, что эта организация должна разоружаться побыстрее, и это все должно произойти на всей ливанской территории, а не только в районе к югу от реки Литани.
Помимо этого, Булос добавил, что у Бейрута есть ещё два месяца на выполнение первого согласованного этапа разоружения «Хезболлы». Однако, судя по всему, крайний срок для Бейрута может закончиться раньше, о чем свидетельствует учащение израильских ударов по Ливану. Тель-Авив старается таким образом давить как на «Хезболлу», так и на сам Ливан, требуя от последнего приложить больше усилий по разоружению организации. США же давят на дипломатическом треке.
Главная проблема кроется в том, что весомую часть солдат официальной ливанской армии составляют мусульмане-шииты, которые по большей части связаны с «Хезболлой», что затрудняет процесс разоружения. Недавно, 23 ноября, Израиль нанес удар по Бейруту, а именно по кварталу Дахия, который является бастионом «Хезболлы». В результате атаки был убит Али Табатабаи, являющийся вторым по важности во властной иерархии организации. Это снова свидетельствует о коренных изменениях в израильской политике в реагировании на любые угрозы стране, в основе которой лежит более агрессивное военное давление на всех фронтах.

Ливан сталкивается с практически неминуемой угрозой новой войны с Израилем. На фоне этого, ливанская газета «Аль-Ахбар», близкая к «Хезболле», пишет, что американский посланник Том Баррак недавно передал ливанцам послание, в котором установил условия, являющиеся последним шансом предотвратить новую войну с Израилем:
1) Признания Бейрута в том, что соглашение о прекращении огня, подписанное в ноябре прошлого года, провалилось и оно более не является эффективным;
2) Ливанцы должны понять, что необходимо вести прямые переговоры между Ливаном и израильской делегацией при посредничестве США. Уровень представительства Ливана на переговорах должен быть высоким и иметь публичный мандат от его правительства, даже если президент Аун сам выберет, кто будет представлять его страну на переговорах;
3) В Ливане должны прийти к согласию, что пришло время избавиться от «Хезболлы», сосредоточившись на военном крыле организации. Вашингтон готов сотрудничать с умеренными арабскими странами, чтобы предоставить Ливану значительное финансирование, которое поможет провести «почетный выход» «Хезболлы» и превратить её лишь в политическую партию, но с сохранением её влияния через программы восстановления в регионах, где находится ее основной электорат;
4) Одобрение «Хезболлы» на отказ от своего оружия через программу, контролируемую США, включающую еще и график разоружения группировки. Первым этапом будет заявление «Хезболлы» о том, что она отказывается от военного варианта действий против Израиля;
5) Ливанские политические партии, у которых есть влияние в финансовом секторе, должны выполнить требования Международного валютного фонда, чтобы позволить Бейруту начать реализацию комплексной программы борьбы с коррупцией.
Это все, к сожалению, звучит как фантастика. «Хезболла» ни за что добровольно не откажется от своего вооружения, что делает новую военную кампанию Израиля в Ливане вопросом времени, который, видимо, скоро решится.
Риад Гамидов







