Израильские удары по «Хезболле»: что дальше? Расклад Шерешевского
Не успел Ливан опомниться от двух волн израильских атак, в ходе которых у боевиков «Хезболлы» взрывались в первый день пейджеры, а во второй день компьютеры, рации и другая аппаратура, как последовал третий израильский удар. ВВС атаковали пригород Бейрута Дахию, где расположены штабы группировки. Международные СМИ сообщают, что в результате был убит Ибрагим Акил — человек номер 2 в военной иерархии «Хезболлы». Он входил в высшее руководство организации и командовал ее войсками в Южном Ливане.
«Хезболла» — проиранская вооруженная группировка, которая в значительной степени подчинила себе Ливан. Она входит в т.н. «Ось сопротивления» — созданную Ираном коалицию различных партий и ополчений. Туда же входят палестинский ХАМАС в секторе Газа, Силы народной мобилизации (СНМ), в значительной степени контролирующие Ирак, йеменские хуситы (контролирующие треть этой страны), а также режим Башара Асада и лояльные ему ополчения в Сирии. После атаки ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года израильская армия ведет наступление на Газу. В свою очередь союзники ХАМАС по «Оси сопротивления» время от времени атакуют Израиль. За 11 месяцев приграничных сражений с «Хезболлой» север Израиля опустел на глубину 5-10 км в результате ударов ракет и дронов противника. Около 60 тыс. человек бежали оттуда. От израильских ударов опустел и Южный Ливан, откуда бежали около 100 тыс. человек.
«Хезболла» обещала прекратить огонь по Израилю, как только он прекратит атаки на Газу. Однако Израиль пока не останавливает их. Поэтому не останавливается и «Хезболла». Соответственно, Израиль продолжает воевать не только с ХАМАС на юге, но и с «Хезболлой» на севере, в районе ливано-израильской границы. Израильские военные со вчерашнего дня объявили это направление приоритетным.
Изощренные и гигантские по размаху израильские атаки на «Хезболлу» с использованием пейджеров и раций стали уникальным событием. «Хезболла» понесла тяжелый ущерб, около 4-х тысяч ее боевиков и сотрудников аппарата ранены, из них сотни находятся в критическом состоянии, десятки убиты. Среди пострадавших не только рядовые бойцы, но и командиры. Международные СМИ широко обсуждают эти события. Так, Reuters отмечает, что смертоносный взлом пейджеров и раций «Хезболлы», проданных ей под азиатскими брендами, вызвал интенсивные поиски путей распространения устройств. Эти поиски сразу же указали на мутный рынок старых технологий, где у покупателей может быть мало гарантий в том, что они получают. По словам аналитиков и консультантов, в то время как цепочки поставок и каналы распределения для более прибыльных и новых продуктов жестко контролируются, это не относится к старой электронике из Азии. Там контрафакт, избыточные запасы и сложные сделки по контрактному производству иногда делают невозможным определение источника продукта. В настоящее время тайваньская компания, которая якобы произвела пейджеры, возложила вину на европейского лицензиата своего пейджера, что вызвало расследование в Венгрии, Болгарии, Норвегии и Румынии по поводу происхождения смертоносного устройства. Японская компания, которая якобы произвела рации, взорвавшиеся в руках у членов «Хезболлы», заявила, что не может определить, настоящие ли это рации, носящие ее имя, поскольку рынки переполнены поддельной продукцией.
Турецкий публицист Таха Акиль заметил, что Израиль взорвал с помощью дистанционного управления электронные устройства связи, используемые организацией «Хезболла» в Ливане, в результате сложной операции, позволившей ему реализовать свое технологическое преимущество. Ходят слухи, отмечает он, что подставная компания, созданная Моссадом, подкладывала взрывчатку в устройства, изготовленные «Хезболлой», во время производства. И делает из этого неожиданный вывод: «Превосходство Израиля в области науки и техники является основой того превосходства, которое он сохраняет с момента своего создания». Мы живем в такую эпоху, отмечает Акиль, когда потребность мусульман в науке и технологиях актуальна и остра как никогда. В 1967 и 1973 годах арабы воевали с Израилем, это был союз Египта, Иордании и Сирии, при финансовой поддержке Саудовской Аравии и военной поддержке Ирака. Они потерпели поражение. За Израилем стояли США, а за арабами — СССР. Израиль одержал победу благодаря превосходному «стратегическому планированию», которое является вопросом менталитета и приобретаемых способностей.
А.Б. Захлан, ливанский араб, написал в 1972 году, что ни одна арабская страна не придает такого значения науке и не выделяет столько средств из своего национального дохода на НИОКР, как Израиль. По словам Захлана, в 1971 году количество научных публикаций в 13 арабских странах от Северной Африки до Йемена с населением 126 миллионов человек составляло 750, в то время как количество научных публикаций из Израиля с населением 3 миллиона человек было более чем в два раза больше — 1739! Захлан утверждает, что если бы арабы уделяли приоритетное внимание науке и оказывали поддержку НИОКР в той же степени, они бы тоже добились успеха.
«Один израильтянин производит больше, чем 100 арабов. Где же сегодня арабская Южная Корея?» — задает вопрос Таха Акиль.
В самом Израиле отношение к атакам на «Хезболлу» сложное. С одной стороны, у многих наблюдается заметная эйфория. Израиль подтвердил свою монополию на эскалацию и военное преимущество. Он не просто ведет перестрелки с «Хезболлой» в приграничной зоне, но наносит по ней изощренные удары высокоточным оружием, массово уничтожая ее рядовой состав и командиров. На это «Хезболле» сложно ответить.
Если она нанесет сопоставимый по мощи удар по Израилю, например, подвергнув его сильному обстрелу с помощью ракет и дронов (вызвав большие разрушения), то Израиль снова поднимет градус эскалации еще выше и начнет уничтожать целые районы Ливана, которые являются оплотами «Хезболлы», с помощью своих ВВС — самых эффективных на Ближнем Востоке (т.н. «доктрина Дахии»). Если же «Хезболла» не ответит сопоставимыми по силе ударами, то Израиль сохранит преимущество и продолжит уничтожение руководства группировки, используя высокоточное оружие.
Однако есть и группа израильских экспертов, сомневающихся в эффективности эскалационной монополии. К ним относятся бывший советник ряда израильских правительств Алон Пинкас, один из ведущих специалистов по вопросам безопасности Амос Харель и генерал в отставке, исследователь Ближнего Востока Амос Ядлин.
Долгая война, в которую втягивается Израиль, ему не выгодна. Маленькое государство не обладает достаточными ресурсами для войны на истощение, в то время как целью Ирана и «Оси сопротивления», отмечает Ядлин, является именно она. Цель, которую озвучил верховный лидер Ирана Али Хаменеи, в том, чтобы с помощью долгой войны и ракетных ударов истощить экономику Израиля и побудить его население к реэмиграции в те страны, откуда они туда приехали.
Амос Харель и некоторые другие эксперты указывают на целый комплекс проблем, связанный с «Хезболлой». Ракетный и дроновый потенциал «Хезболлы» очень велик и постоянно обновляется. Поэтому она, теоретически, способна расширить зону обстрелов и углубить полосу отчуждения в Израиле, превратив в беженцев намного больше людей, чем 60 тыс. В этом случае израильской армии, возможно, придется войти в Ливан, где ее ожидают сюрпризы. «Хезболла» тщательно укрепила свои позиции в Южном Ливане и подготовила множество боевиков, специализирующихся на диверсиях и партизанской войне. Группировка построила в Ливане целые подземные города, не уступающие тем, что создал ХАМАС в Газе; между тем как Израиль не смог уничтожить эти туннели в Газе за 11 месяцев войны. Местность Ливана — холмы, покрытые лесами, идеально подходит для партизанской войны. Наконец, в случае, если Израиль прибегнет к массированным бомбежкам ливанских городов, это может вызвать новую сильную волну возмущения в США, способную повлиять на американскую политику. Прошлая война, которую вел Израиль в Ливане против «Хезболлы» в 2006 г., оказалась для него неудачной, как признала специальная израильская комиссия. И нет никаких оснований считать, что новая война будет успешной. Между тем она стала более вероятной.
Так или иначе, многие наблюдатели сходятся в одном. Теперь любой человек, который вздумал вести борьбу с израильским государством, будет испытывать страх, беря в руки телефон или ноут.