Кашмирский узел: Индия взрывает хрупкий мир Статья пакистанского журналиста в TRT World
На сайте турецкой телекомпании TRT World опубликована статья, посвящённая эскалации напряжённости между Индией и Пакистаном. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
От редакции: Автор статьи – Амир Зиа – журналист из Карачи, работавший в ряде ведущих пакистанских и международных медиа-организаций. Он пишет на темы безопасности, политики и экономики.
«Это порочный круг. Крупная атака боевиков происходит где-нибудь в управляемом Индией Кашмире или на территории самой Индии, и Нью-Дели мгновенно возлагает ответственность на Пакистан. За этими обвинениями традиционно следуют карательные дипломатические и военные меры против Исламабада, а политики в густонаселённой Индии клянутся привлечь к ответственности виновных и их покровителей. Пакистан, в свою очередь, отвечает жёстко и решительно.
Результат: две ядерные державы Южной Азии вновь оказываются на грани полномасштабной войны – до тех пор, пока не вмешиваются дружественные страны, которым с трудом удаётся предотвратить военную катастрофу. Эта модель индийско-пакистанских отношений сохраняется уже более двух десятилетий, приводя к пограничным столкновениям, трансграничным авиаударам и постоянному напряжению.
Однако с момента прихода к власти в 2014 году индуистского националистического правительства под руководством премьер-министра Нарендры Моди, такие кризисы стали происходить все чаще и протекать гораздо острее. Правительство Моди не только отказалось от двусторонних переговоров в 2016 году, но и, пытаясь оказать давление на Пакистан, строго следило за тем, чтобы между этими двумя странами, помешанными на крикете, не проводились двусторонние матчи.
Теракт в Мумбаи в 2008 году и последовавшие вспышки насилия в Кашмире, находящемся под индийским управлением, привели к полной приостановке дипломатического диалога.
Исламабад неоднократно призывал к переговорам. Но Индия осталась глуха.
Новая эскалация
Теракт, произошедший 22 апреля в живописном туристическом месте – долине Байсаран, недалеко от Пахалгама в регионе Кашмир, находящемся под управлением Индии, – вновь поставил две страны на грань войны. Пятеро боевиков из малоизвестной группировки «Фронт сопротивления» совершили нападение, в результате которого погибли 26 мирных жителей – 24 туриста-индуса, христианин и местный гид-мусульманин.
Как и в прошлом, индийским СМИ потребовалось всего несколько минут, чтобы возложить всю ответственность на Пакистан без каких-либо доказательств. Следом правительство Моди объявило ряд шагов, ещё больше обостривших и без того напряжённые отношения между двумя странами.
Среди этих мер: дальнейшее ухудшение дипломатических связей, приостановка торговли и, что особенно опасно, — заморозка Договора о водах Инда 1960 года, гарантированного Всемирным банком, который регулирует распределение водных ресурсов между Индией и Пакистаном. В ответ Исламабад заявил, что любая попытка Нью-Дели перекрыть поток воды в Пакистан будет расценена как «акт войны» и получит должный ответ.
Мировые державы, включая США, Россию, Китай, Иран и ключевые страны Ближнего Востока, срочно призвали стороны к сдержанности и поиску дипломатического выхода из кризиса.
От Пулвамы до Пахалгама
Противостояние между Пакистаном и Индией после инцидента в Пахалгаме напоминает события 2019 года, когда страны оказались на грани войны после нападения террориста-смертника на машины Центральных резервных сил полиции в городе Пулвама в Кашмире, в результате которого погибли около 40 сотрудников служб безопасности. Тогда Индия также возложила ответственность за этот инцидент на группировку «Джаиш-и-Мохаммад», но позже смертник был идентифицирован как местный житель.
За обвинениями Индии последовал безрассудный авиаудар по нежилой части района Балакот на севере Пакистана. Хотя Нью-Дели утверждал, что целью был лагерь боевиков, наземные данные противоречили этим утверждениям. ВВС Пакистана нанесли ответный удар в течение нескольких часов после атаки и в качестве символического жеста провели бомбардировку в непосредственной близости от позиций индийских военных, расположенных на границе Кашмира. Пакистан сбил по меньшей мере один индийский самолёт, выполнив свое обещание о возмездии в случае нападения.
Даже если миру каким-то образом удастся добиться деэскалации напряженности, всегда будет существовать опасение, что горстка негосударственных акторов снова ввергнет Южную Азию в подобный кризис, совершив нападение на индийских силовиков или мирных жителей. Поэтому необходимо устранить коренную причину проблем в отношениях между двумя соседями.
Значение истории
Пакистан заявил, что вместо того, чтобы обвинять его, Индии следует обратить внимание на причины, которые привели к вооруженной борьбе на индийской стороне Кашмира, где ООН обещала провести плебисцит в 1948 году, чтобы дать кашмирцам возможность выбрать между Пакистаном и Индией. Это обещание до сих пор не выполнено.
Кашмир уже стал причиной двух полномасштабных войн – в 1948 и 1965 годах, а также вооружённого конфликта в Каргиле в 1999 году. С 1989 года регион охвачен восстанием, которое унесло тысячи жизней.
Чтобы сохранить контроль над регионом, Индия применяет чрезмерную силу. Тысячи кашмирцев находятся в тюрьмах. Индийская армия неоднократно обвинялась в грубых нарушениях прав человека — пытках, внесудебных казнях, изнасилованиях.
5 августа 2019 года правительство премьер-министра Моди изменило статус-кво, отменив статьи 370 и 35-A Конституции, которые предоставляли минимальную и символическую полуавтономию оккупированному региону.
Нарушив собственные конституционные гарантии, резолюции ООН и двусторонние соглашения с Пакистаном, Индия сделала этот регион частью своей союзной территории на фоне усиления государственного гнёта и ряда регрессивных мер, включающих новый раунд арестов и репрессий против политических деятелей и оппозиции, ограничения работы СМИ и интернет.
Конституционные изменения также позволили Нью-Дели принять меры, которые в конечном итоге изменят демографическую картиру в Кашмире, вызвав у кашмирских мусульман опасения, что они станут меньшинством на своей собственной земле.
Международные правозащитные группы признают, что после односторонних изменений Конституции 5 августа 2019 года в управляемом Индией Кашмире усилились репрессии со стороны индийского государства.
Нет пути вперёд
С точки зрения Пакистана, Индия разрушила статус-кво и заблокировала любые возможности для нормализации. Индусы сделали невозможными даже переговоры для переговоров. Моди применяет политику принуждения и давления, извлекая политическую выгоду из антимусульманской риторики на фоне внутренних выборов. Если в Пакистане отношения с Индией почти не фигурируют в политических дебатах, то в Нью-Дели антипакистанская повестка – один из главных козырей на выборах.
Даже если дипломатам удастся временно предотвратить эскалацию в Пахалгаме, отношения между двумя странами останутся напряжёнными. Ни одно из правительств не может позволить себе отступить первым», – написал пакистанский журналист.
Перевод: Фарах Мамедли