Китай фокусируется на Транскаспийском маршруте Обзор Caliber.Az
Интерес к грузовым перевозкам по Транскаспийскому маршруту стремительно растет в силу сравнительно короткого плеча доставки, удобства и безопасности логистики. Последнее немаловажно, особенно с учетом санкционного противостояния Запада и России, обвалившего перевозки по Северному коридору, а также атак хуситов, создавших серьезные проблемы для судоходства в Красном море. На этом фоне в последние годы наметилась конвергенция транзитных проектов в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» с маршрутами Среднего коридора. А в ходе состоявшегося на этой неделе визита в Азербайджан делегации Госкорпорации «Китайские железные дороги», партнеры из Поднебесной выразили готовность присоединиться к Транскаспийскому международному транспортному маршруту.
Сегодня трудно переоценить важность для стран Центральной Азии (ЦА) и Китая значение Транскаспийской контейнерной и автомобильной перевалки в направлении Турции и ЕС по маршрутам Среднего коридора, в развитии которого роль Азербайджана весьма значима. Речь идет о трех основных векторах Среднего коридора – действующего с конца 90-х годов маршрута Европа-Кавказ-Азия (TRACECA), запущенного в 2018 году Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), а также созданного в 2019 году маршрута LapisLazuli.
Наиболее интенсивные грузоперевозки в настоящее время осуществляются по маршруту ТМТМ, в связи с чем страны-партнеры (Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция) согласовывают планы оптимизации региональной логистики, модернизируют и внедряют цифровые технологии в транспортную инфраструктуру, унифицируют тарифы на перевозки и таможенную законодательную базу. В этих же целях государства Прикаспийского региона – Казахстан, Туркменистан и Азербайджан – ведут модернизацию портовой и железнодорожной инфраструктуры. «За счет дополнительных инвестиций Азербайджана годовая пропускная способность железной дороги Баку-Тбилиси-Карс – неотъемлемой части Среднего коридора, увеличена с 1 до 5 млн тонн грузов, также расширяется с 15 до 25 млн тонн мощность международного торгового порта в Аляте. Азербайджан, владеющий 55 торговыми судами на Каспии, предоставляет важные транзитные услуги государствам региона», – обозначил недавно растущий потенциал транспортной инфраструктуры нашей страны президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Аналогичные работы ведутся и на Восточном берегу Каспия: в начале текущего года Азербайджан и Казахстан договорились актуализировать Дорожную карту по синхронному устранению «узких» мест и развитию Среднего коридора на 2022-2027 годы: в том числе речь идет о совместных усилиях по цифровизации логистики ТМТМ, реализации дноуглубительных работ в казахстанском порту Курык, развитию ж/д инфраструктуры и наращиванию количества локомотивов, обеспечивающих погрузку и выгрузку вагонов, а также расширения пропускной способности модернизируемого порта Актау. В частности, запланированы проекты строительства обводной железнодорожной линии в обход железнодорожного узла станции Алматы, который позволит переориентировать грузопоток на новую железную дорогу Жетыген – Казыбек, строительство новой железнодорожной линии Бахты – Аягоз и открытие третьего пограничного перехода с Китаем «Бахты – Чугучак».
В целях оптимизации движения грузов по Среднему коридору создана цифровая платформа DTC (Digital Trade Corridor), а железные дороги Азербайджана и Казахстана интегрированы в систему Track and Trace, что позволяет отслеживать движение грузов по маршруту в режиме реального времени. В перспективе развитие этих трендов будет лишь расширяться с учетом планов Евросоюза выделить $10 млрд на развитие портовой и ж/д инфраструктуры Среднего коридора в Прикаспийском регионе, а также поддержку внедрения цифровых решений для обеспечения сквозного прохода грузов, увеличение контейнерного и паромного парка.
Вся эта деятельность обеспечила зримые результаты, и, по словам президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, в прошлом году объем грузоперевозок по Среднему коридору вырос на 65%, или почти 3 млн тонн. Согласно прогнозам, в 2024 году этот показатель и вовсе может превысить 4,2 млн тонн. Причем модернизация морского хаба в порту Актау и контейнерного терминала в Аляте позволит нарастить число перевозимых контейнеров до более чем 300 тысяч, а в более отдаленной перспективе и до 600 тысяч единиц.
Успехи в развитии проекта ТМТМ в последние годы во многом достигнуты благодаря плотному партнерству с Китаем, стремящегося кратно нарастить грузовой трафик по Среднему коридору. С тех пор как в 2019 году был запущен первый контейнерный поезд China Railway Express, китайский контейнерный мультимодальный транзит сегодня заметно расширился с точки зрения номенклатуры грузов и географии китайских городов-отправителей, где формируются блок-поезда. Формируемые в Китае контейнерные блок-поезда находятся в пути на Транскаспийском маршруте приблизительно двадцать дней, что ощутимо меньше, чем перевалка грузов из Китая и Юго-Восточной Азии морским путем через Суэцкий канал, занимающая в среднем порядка 40-50 дней. Более того, сегодня значение Среднего коридора многократно возросло для Поднебесной, основной объем грузоперевозок которой с регионом Европы еще сравнительно недавно осуществлялся морским транспортом или через территорию России по ж/д линиям «Транссиба» и Байкало-Амурской магистрали. Российский транзит сегодня крайне ограничен в силу принятых ЕС и США санкций, в свою очередь на фоне непрекращающихся с осени прошлого года атак мятежной йеменской группировки «Ансар Аллах» движение сухогрузов и контейнеровозов в водах Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива также резко сократилось.
«Азербайджан, расположенный на перекрестке Европы и Азии, имеет жизненно важное значение для Китая, поскольку Великий Шелковый путь, который Пекин стремится возродить, проходит в Европу через азербайджанскую территорию. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» охватывает обе части евразийского континента и представляет собой сочетание множества проектов по развитию автомобильных и морских коммуникаций, и Азербайджан занимает стратегически выгодное положение в этой инициативе, - полагает пакистанский эксперт-политолог Басим Раза. – В этом плане крайне важно подписанное недавно соглашение о стратегическом партнерстве между Пекином и Баку». По его словам, ухудшение отношений между США и Китаем подталкивает Пекин к активизации экономической стратегии и к выходу на динамичные рынки с потенциалом роста, в том числе и в Азербайджан, в силу экономических и логистических возможностей и торгово-инвестиционных связей с китайским бизнесом. Здесь уместно напомнить, что Азербайджан является самым крупным торговым партнером Китая в регионе Южного Кавказа: на долю нашей страны приходится без малого 45% всей региональной торговли, причем в 2023 году азербайджано-китайский товарооборот, увеличившись на 44%, достиг рекордных показателей $3,1 млрд.
Неудивительно, что с учетом перечисленных выше факторов Пекин прилагает усилия для еще более плотной кооперации с Астаной и Баку в транспортно-логистической сфере, в том числе посредством транспортно-логистического центра Казахстана в Китае обеспечить ежемесячный транзит через Азербайджан 10-12 контейнерных блок-поездов. В частности, в минувший понедельник делегация Госкорпорации «Китайские железные дороги» во главе с заместителем генерального директора Сун Сюдэ провела встречи с руководством ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД) и Бакинского международного морского торгового порта (БММТП), выразив намерение присоединиться к совместному предприятию Middle Corridor Multimodal Ltd, управляющему маршрутом ТМТМ. В ходе встречи была подчеркнута важность недавних интенсивных переговоров между железными дорогами, портовыми и логистическими компаниями обеих стран для увеличения грузоперевозок по Среднему коридору. Было отмечено, что совместная декларация, подписанная Азербайджаном и Китаем на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 3 июля в Астане, усилит сотрудничество в создании благоприятных условий для транзитных перевозок, повышения конкурентоспособности ТМТМ, включая субсидирование транзита через Азербайджан для привлечения большего количества контейнерных поездов в Алятский порт и более широкое использование железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс.