Когда последние становятся первыми «Неудобная правда» Самита Алиева
Недавно, ну, пару-тройку месяцев назад, мне на глаза попала довольно интересная книга «Адепт Бурдье на Кавказе: эскизы к биографии в миросистемной перспективе», руки дойдут — обязательно почитайте, не пожалеете, да и автор книги человек многогранный, Георгий Дерлугьян. Поверьте, это очень серьезный ученый, принадлежащий к так называемой «школе Валлерстайна», а сама школа занимается мир-системным анализом, рассматривая социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов. В общем, глыба, и тут я совершенно не иронизирую. А почему я завел разговор именно о нем и о его книге? Терпение, петкаче (волноваться не стоит), как говорят наши соседушки, сейчас я все объясню.
На одном из армянских информационных порталов вышла интересная статья в духе «Что нужно сделать, чтобы сковырнуть Пашиняна», позвольте процитировать: «Самая большая ошибка реальной армянской оппозиции заключается в том, что она почему-то остерегается публичного выдвижения на острие борьбы с Пашиняном прежних государственных лидеров — Сержа Саргсяна или Роберта Кочаряна». Конец цитаты. Ну, думаю, причина проста, простые, простите за каламбур, армяне не очень доверяют карабахской хунте и не собираются забывать ни расстрел парламента, ни события февраля-марта 2008-го года, когда митингующих избивали именно гопники, которых саргсяны и кочаряны специально для этой цели привезли из тогдашнего «степанакерта».
Так вот… Что пишет в своей книге «Адепт Бурдье на Кавказе: эскизы к биографии в миросистемной перспективе», которую я настоятельно рекомендую к прочтению, Георгий Дерлугьян: «Конечно, если бы на первом митинге КГБ нам дал по зубам, я бы убежал дворами, заперся дома, занавесил окна, сидел бы тихо и пил чай, надеясь, что меня не заметили». Это цитата. Слова Роберта Кочаряна об его участии в первом митинге армян в тогдашней НКАО, в начале 1988-го года. Убежал бы дворами. Кстати, всем народам вперед наука – не давайте парткому возможностей карьерного роста, при первой же опасности убежит дворами и будет надеяться, что его не заметили.
В той же книге Дерлугьян рассказывает еще одну, не менее интересную историю о том, как летом 1990-го года в Иреване боевики остановили на дороге шикарное авто с занавесочками на задних окнах. Распахнув дверь машины, один из парней остолбенело уставился на сидящего внутри и ласково ему улыбающегося католикоса всех армян, тогда им был Вазген I. Азатамартик растерялся, побелел и обратился к Вазгену I: «Извините, товарищ… Господь Бог!» (эстаферуллах). Все претензии к автору книги, который, кстати, принадлежит к общине армян-католиков, а это очень и очень интересная тема и поле для… Для рассуждений, всего лишь для рассуждений…
Так почему же нынешняя оппозиция в Армении не выдвигает на острие борьбы с Пашиняном прежних государственных лидеров – Сержа Саргсяна или Роберта Кочаряна? Скорее всего, потому, что дураков нет за их сытый кусок на площади горло драть. Ухватки что Саргсяна, что Кочаряна армяне помнят, у бывших нет даже шариковского принципа «взять всё и поделить», нет, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые, у Саргсяна и Кочаряна другие повадки и совершенно другой принцип, который звучит следующим образом: «взять всё и оставить это себе». И умные армяне прекрасно понимают, что именно случится, если вдруг прежняя клика вернется к власти… А что случится? А вот что...
У замечательного писателя Андрея Платонова есть очень интересная повесть «Усомнившийся Макар». Главный герой, Макар, человек совершенно выдающийся, ну, а уж если быть на все сто процентов откровенным, то этот Макар просто стопроцентный дурак, какой-то даже эталонный, что ли, дистиллированный, тем не менее, он достаточно хитер в быту и умело, до поры до времени скрывает истеричность характера. Но он становится во главе комиссии по отмене государства и благополучно государство отменяет. В общем, тоже рекомендую к прочтению. Думаю, намек более чем ясен. Обыкновенная отмена государства.
А еще сегодня, 7-го декабря, ну, не прям сегодня, а когда-то, но именно 7-го декабря, в Лондоне, в 1732-м году был открыт Королевский театр Ковент-гарден, в 1918-м году именно 7-го декабря состоялось первое заседание парламента АДР, Азербайджанской Демократической республики, в 1988-м году землетрясение полностью разрушило город Спитак в Армении, в 1910-м году в этот день родилась Екатерина Фурцева, пожалуй, самый яркий министр культуры Советского Союза, а в 1875-м году, 7-го декабря, в Шеки родился Фатали Хан Хойский, пожалуй, самый яркий из основателей первой республики, Декларацию независимости подписал именно он. Но 19-го июня 1920-го года, в Тбилиси, на площади свободы, которая тогда называлась площадью Эриванского, его убивают дашнаки Арам Ерканян и Мисак Григорян. К сожалению, Арам умирает своей смертью, правда, от туберкулеза, в 1934-м году, в Аргентине. И все это нужно помнить и не забывать ни при каких обстоятельствах, и первое заседание, и открытие королевского театра, и убийство Хойского, и, конечно, то, что Арам умирает от туберкулеза, а не на виселице или от пули. Я лично считаю это упущением.