Конец французского колониализма: Африка возвращает себе голос Статья Daily Sabah
В турецкой газете Daily Sabah опубликована статья, посвящённая ослаблению влияния Франции на африканском континенте. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Сенегал обрёл независимость от Франции в 1960 году в результате процесса деколонизации африканского континента. Это должно было положить конец территориальной оккупации и культурной ассимиляции. Однако вывод французских войск из Сенегала произошёл спустя 65 лет. Это решение было принято в результате масштабных изменений в 2022 году, когда Эммануэль Макрон решил положить конец военному присутствию Франции в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Чаде, Центральноафриканской Республике (ЦАР) и Габоне.
Уход из Африки раз и навсегда
Решение Парижа уйти из того, что когда-то считалось его «задним двором», является результатом роста антифранцузских настроений среди политических и военных лидеров в регионе Сахеля и Западной Африке. Эти тенденции, подпитываемые старшими поколениями, стремящимися навсегда разорвать связи с Парижем, бросили вызов «Франкафрике» – неоколониальной структуре, которая десятилетиями определяла внешнюю политику Франции на африканском континенте.
Это серьёзный стратегический удар по Парижу в период глобальной неопределённости и геополитической перестройки. Хотя вывод французских войск из Западной Африки происходил постепенно, он не был столь «шокирующим», как внезапная высылка из таких стран, как Мали, Нигер, Буркина-Фасо и Чад. В 2022 году французские военные также покинули Кот-д'Ивуар и Габон.
Помимо военных операций, как например, «Сервал», «Бархан» и «Сангарис», направленных против транснациональных вооружённых групп и торговли людьми, военное присутствие Франции в Африке в течение последних двух десятилетий неуклонно сокращалось.
Игроки, заполняющие вакуум
Французские военные базы изначально были предназначены для обеспечения региональной безопасности и стабильности. Однако они часто использовались местными африканскими лидерами для защиты своего престола, охраны французских граждан или совершения переворотов в случае кризисов. Сегодня, оказавшись бессильной, Франция расплачивается за чрезмерное вмешательство во внутреннюю политику африканских стран. В Париже по-прежнему активно действует сильное неоколониальное лобби, и Макрон теряет контроль как над внутренней, так и над внешней политикой страны.
Франция явно утратила свою власть в Западной Африке. Президент Сенегала Бассиру Диомай Фай призвал Париж извиниться за колониальные зверства, в том числе за массовое убийство десятков африканских солдат 1 декабря 1944 года. Эти военные сражались за Францию во время Второй мировой войны, так же, как и солдаты из Алжира, Камеруна и Мадагаскара.
Правительства африканских стран всё чаще ставят под вопрос присутствие французских солдат. Многие из них разорвали связи с Францией и вместо этого обратились к таким странам, как Россия, Турция и Китай, для развития экономики и налаживания партнёрских отношений в сфере безопасности. Например, в Мали российские войска заменили французские. Кремль также направил наёмников группировки «Вагнер» в ЦАР.
Китай – ещё одна мировая держава, которая расширяет свое присутствие в Африке за счёт крупных инвестиций в инфраструктуру, природные ресурсы и торговлю. Между тем, такие региональные игроки, как Нигерия и Гана, продолжают играть важную роль в политике Западной Африки, хотя их авторитет был подорван в глазах Альянса государств Сахеля (AES) – союза, образованного в 2023 году Нигером, Мали и Буркина-Фасо. Эти три государства в настоящее время активно работают над тем, чтобы положить конец военному, экономическому и политическому влиянию Парижа в регионе Сахеля и Западной Африке.
Уход Франции сигнализирует об ослаблении её традиционного культурного и политического господства во франкоязычной Африке. Языковое и культурное наследие, которое когда-то определяло роль Парижа на континенте, теряет свою актуальность. В XXI веке появляются новые игроки, которые ведут к сдвигу в геополитической и геоэкономической динамике Африки.
Ослабление влияния Франции создало пространство для многих других игроков, чтобы они могли углубить экономические связи с африканскими странами и усилить своё влияние на континенте. Даже Америка проявила интерес к Центральной Африке. Недавние соглашения, заключенные администрацией США, направлены на привлечение в регион миллиардов долларов западных инвестиций. Президент Дональд Трамп объединил геологию с дипломатией, помогая положить конец десятилетиям конфликта между повстанцами M23 (поддерживаемыми Руандой) и вооружёнными силами ДР Конго.
Неспособность Франции разработать последовательную стратегию вывода войск или устойчивую политику в области развития и безопасности значительно подорвала её авторитет как в борьбе с терроризмом, так и в более широкой внешней политике. Подобно выводу американских войск из Афганистана в 2021 году, уход Франции из Африки знаменует конец эпохи, демонстрируя неэффективность долгосрочных военных интервенций за рубежом, если они не сопровождаются подлинными целями развития и взаимным уважением», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли