Коррупция в ЕС: Европа теряет миллиарды и доверие граждан Статья Good Authority
На американском сайте Good Authority опубликована статья Мерта Картала, посвящённая коррупции в ЕС. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержку из данного материала.
«Главный прокурор Европейской прокуратуры (EPPO) Лаура Кёвеши заявила: «Чистой страны не существует. Коррупция и финансовое мошенничество затрагивают всех».
Недавно EPPO раскрыла преступные схемы, направленные против сельскохозяйственных субсидий Евросоюза и Фонда восстановления и повышения устойчивости ЕС. Расследование показывает, что под угрозой находятся сотни миллиардов евро – суровое напоминание о том, что коррупция в ЕС не является абстрактной или сдерживаемой проблемой.
На протяжении десятилетий европейские страны входили в число мировых лидеров в области надлежащего управления. Некоторые из них остаются таковыми и по сей день. Например, Дания и Финляндия входят в число самых успешных в мире стран, борющихся с коррупцией. Они продолжают задавать высокую планку для всех остальных.
Но общая картина в Европе вызывает тревогу. Во всех 27 странах-членах ЕС борьба с коррупцией ослабла с начала 2000-х годов. И проблемы возникают не только у «обычных подозреваемых» в Центральной и Восточной Европе. В Австрии, когда-то считавшейся одной из наименее коррумпированных стран Европы, также наблюдается тревожное снижение уровня подотчётности.

По оценкам, коррупция обходится ЕС в 990 миллиардов евро в год, что составляет примерно 6% от ВВП Евросоюза. Но ущерб выходит далеко за рамки денег. Коррупция подрывает верховенство закона, влияет на повседневную жизнь граждан во многих аспектах.
Недавние опросы «Евробарометра» подтверждают то, что уже чувствуют граждане: в 16 странах-членах ЕС по меньшей мере три четверти населения считают, что коррупция широко распространена. Примерно две трети компаний, базирующихся в государствах Евросоюза, разделяют эту точку зрения.
Борьба с коррупцией
К 1990-м годам такие организации, как Всемирный банк и Международный валютный фонд, разработали подробные программы борьбы с коррупцией. Однако, отчасти из-за предположений о том, что нынешние члены организации демонстрируют хорошие результаты в области управления, Европейский союз в целом избегал этой проблемы ещё десятилетие или даже больше.
В договорах ЕС коррупция определяется как взяточничество с участием должностных лиц Евросоюза или государств-членов. Это узкое определение не охватывает более распространенные формы неправомерных действий, такие как непотизм, кумовство, фаворитизм и злоупотребления. В 2023 году Европейская комиссия сообщила, что только восемь стран-членов криминализировали незаконное обогащение. Наказания за аналогичные преступления значительно различаются по всей Европе: от нескольких месяцев до десятков лет тюремного заключения. Результатом является единый рынок с общими границами, но пёстрый набор законов о борьбе с коррупцией.
Попытки расширения ЕС в 2000-х годах выявили новые слабые места. Изначально эксперты ожидали, что условия членства подтолкнут страны к принятию и поддержанию высоких стандартов управления. Однако условия фактически не соблюдались с момента вступления государств в Евросоюз.
В 2010-х годах ЕС попытался скорректировать курс. Эти шаги включали ужесточение правил борьбы с отмыванием денег и создание Европейской прокуратуры (EPPO) для расследования преступлений, затрагивающих бюджет союза. Доклад ЕС о борьбе с коррупцией за 2014 год казался исключительно мощным инструментом мониторинга. Однако политическое давление со стороны стран-членов привело к его прекращению уже после первого цикла, что стало ещё одной упущенной возможностью выработать согласованный европейский подход.
Подрыв доверия
ЕС, похоже, столкнулся с проблемой доверия. Эксперты давно критикуют руководство Брюсселя за жёсткую борьбу с коррупцией в некоторых странах-членах и одновременное закрытие глаз на другие государства с аналогичными проблемами.

Ситуацию усугубляют внутренние скандалы, такие как «Катаргейт» и недавние обвинения в адрес бывшего комиссара юстиции Дидье Рейндерса, которые ещё больше подрывают доверие к Европейскому союзу. Эксперты утверждают, что медленная реакция ЕС на институциональные изменения свидетельствует о структурных проблемах, а не об отдельных инцидентах.
Проблема коррупции в Европе не исчезнет быстро. Прогресс требует последовательности и институционального самоанализа, а также приоритетной поддержки тех, кто искренне стремится бороться с коррупцией внутри страны. В противном случае ЕС рискует столкнуться с ослаблением государственного управления в странах-членах и ещё большим усилением евроскептицизма в ближайшем будущем», – написал Мерт Картал.
Перевод: Фарах Мамедли







