Почему Украина стремится в ОИС и Тюркский Совет? Отвечает Эмине Джапарова
Украина недавно возобновила запрос на получение статуса наблюдателя в Организации исламского сотрудничества (ОИС) с целью углубления взаимодействия с государствами исламского мира. Вместе с тем, страна стремится получить статус наблюдателя в Тюркском Совете - международной организации, объединяющей Турцию, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан.
Первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова рассказала Caliber.Az о некоторых направлениях внешней политики страны.
- Киев хочет получить статус в Организации исламского сотрудничества. Об этом вы заявляли в СМИ, какова ситуация сейчас?
- Мы этими вопросами занимаемся достаточно активно. Заявку в Организацию исламского сотрудничества (ОИС) Украина подавала еще несколько лет назад. Количество мусульман в Украине, по разным оценкам, составляет от полутора до двух миллионов. Здесь есть еще вопрос присутствия коренного народа мусульман-суннитов. Есть большое количество диаспор, в том числе и азербайджанской. Так что роль исламского фактора в Украине достаточно высока и интегрироваться в мусульманский мир через своих граждан-мусульман – это правильный путь для украинской внешней политики.
Но, к сожалению, мы сегодня являемся заложниками «пакетного» рассмотрения вопросов, а в ОИС действует принцип консенсуса. Из этого «пакета» мы выйти не можем. У меня была беседа с генеральным секретарем Организации исламского сотрудничества и рядом дипломатов. Наши послы проводили свою работу. Но Украина остается в «пакете», и действовать по-другому, пока не поменяется внутренний регламент в ОИС, не представляется возможным. Однако так или иначе мы будем присутствовать на разных мероприятиях ОИС, будем говорить о том, почему Украина хочет получить статус, почему для нас это важно.
- А как обстоят дела с получением статуса наблюдателя в Тюркском Совете?
- Что касается Тюркского совета, то перспектива получения Украиной статуса реальна и близка. Украина благодаря своим гражданам – крымским татарам, является, в том числе наследницей тюркской культуры, тюркской идентичности. Участие в этой организации позволит усилить трек сотрудничества с тюркскими странами. На встрече с генеральным секретарем Тюркского совета Багдадом Амреевым осенью прошлого года мне сообщили, что есть много стран, которые хотят получить разные статусы в этой организации. И сейчас идет наработка четких критериев и форматов партнерства, которые будут предложены тем или иным государствам. Либо это ассоциированный член, либо наблюдатель, либо что-то еще. Мы ждем утверждения этих критериев.
Наир Алиев