Кто травит школьниц в Иране? Обзор Шерешевского
Из разных районов Ирана продолжают поступать сообщения об отравлении школьниц. В этой стране девочки и мальчики учатся в разных школах. Именно школы для девочек стали объектами нападений. По сообщениям, только на этой неделе пострадали более 1000 учениц в более чем 50 школах. Впервые об отравлениях стало известно в конце ноября 2022 года, но в последние недели количество сообщений по этой проблеме увеличилось. Некоторые очевидцы, согласно информации израильского издания Jerusalem Post, сообщают о хлопках или негромких разрывах на территории школ, и о появлении резкого неприятного запаха, после чего ученицы стали жаловаться на недомогание.
Иранские власти утверждают, что проводят расследование. Заместитель министра образования Ирана Юнес Панахи заявил журналистам: «После отравления нескольких учениц в городе Кум выяснилось, что некоторые люди хотели, чтобы все школы, особенно школы для девочек, были закрыты. Выяснилось, что химические соединения, использованные для отравления учащихся, не являются боевыми химикатами, отравленные ученицы не нуждаются в агрессивном лечении».
Доктор Хомаюн Самея Наджафабади, член парламентской комиссии по здравоохранению, заявил, что «отравление школьниц в таких городах, как Кум и Боруджерд, было совершенно намеренно».
Глава комиссии по национальной безопасности и внешней политике иранского парламента Вахид Джалалзаде заявил, что власти проводят расследование, чтобы выяснить, «не совершаются ли отравления иностранцами».
С другой стороны, аккаунт 1500tasvir, который освещает антиправительственные протесты в Иране, сообщил, что некоторые учащиеся видели агентов безопасности в штатском возле школ непосредственно перед отравлениями.
В беседе с британским изданием Guardian врач, специализирующийся на лечении жертв отравления, заявил: «С учетом имеющихся данных, наиболее вероятной причиной отравления может быть слабое фосфорорганическое соединение». По его мнению, мотивом отравителей было желание запугать протестующих, используя группы радикальных исламистов внутри и за пределами страны: «Они хотят отомстить школьницам, которые принимали участие в недавних протестах. Никогда раньше я не лечил людей, отравленных фосфорорганическими веществами. Единственными случаями, которые я лечил, были рабочие, которые подвергались воздействию этих веществ, содержавшихся в сельскохозяйственных пестицидах».
В ходе массовых протестов, которые начались в Иране 16 сентября прошлого года после того, как полиция нравов забила насмерть молодую женщину Махсу Амини за
«неправильное» ношение хиджаба, молодые девушки, школьницы и студентки были, возможно, наиболее активной частью протестующих. Многие после этих событий перестали носить хиджабы, обязательные с точки зрения законов ИРИ. В результате репрессий были убиты свыше 500 человек и около 18 тыс. арестованы. Некоторых участников выступлений суд приговорил к смерти и затем их казнили.
Поэтому многие критики режима связывают нападения на школьниц с местью участникам протестов со стороны режима. Например, родители девочек устроили акцию протеста у офиса губернатора Кума. В другом случае они набросились на женщину - сторонницу режима, заявившую, что «школьниц отравил Израиль», после чего принялись скандировать «Смерть диктатуре!» Некоторые участники протестов были арестованы.
В социальных сетях появилось видео, на котором один из басиджей тащил за волосы возмущенную мать отравленной девочки. Стали распространяться призывы с просьбой опознать его, и это было сделано почти мгновенно - пользователи нашли и опубликовали фотографию и адрес силовика. Теперь его жизни грозит опасность: участники протестов в Иране далеки от идей ненасилия в духе Махатмы Ганди - они уже убили около 50 сторонников режима, принимавших участие в уличном насилии.
Тем не менее, многие девочки перестали посещать школы. Учительница из города Кум сказала в интервью оппозиционному Радио Фарда, что из 250 учениц только 50 посещают занятия.
Масих Алинежад, иранская правозащитница, живущая в США, заявила в интервью Guardian: «По моему мнению, эта химическая атака - месть Исламской Республики храбрым женщинам, которые отвергли обязательный хиджаб и поколебали «берлинскую стену» Хаменеи. Поскольку иранский режим ненавидит девочек и женщин, я призываю женщин всего мира - особенно школьниц - стать голосом иранских учениц и призвать лидеров демократических стран осудить эту серию отравлений и изолировать режим Хаменеи. Я называю это биологическим терроризмом, и это должно быть расследовано ООН. Нам нужна сторонняя организация, которая проведет расследование как можно скорее».
В свою очередь Фазел Мейбоди, член сообщества преподавателей Кумской духовной семинарии, сказал, что за нападениями стоит религиозная группа, известная как «Хазаристы», которая является шиитской версией «Талибана»: «Хазаристы совершают эти действия. Это не случайные отравления. Это делает движение, похожее на «Талибан». Талибы не разрешает девушкам учиться в университете, а эта группа считает, что девочка должна учится максимум до третьего класса... Я удивлен тем, что правительство и спецслужбы не расследовали эти случаи и не вносят ясность, объяснив народу, что произошло».
Так случилось, что нападения на учащихся совпали с другим событием. 28 февраля в ветклинике Тегерана умер котенок Пируз, представитель редчайшего местного подвида гепардов. В Иране он стал культовым зверем, за судьбой которого многие наблюдали. Пируз и опасность исчезновения вида (в природе остались лишь 12 его представителей) упомянуты в песне «Baraye», ставшей популярной среди участников протестов и превратившийся в неформальный гимн восстания. Смерть Пируза была мрачно воспринята пользователями социальных сетей, со стороны которых зазвучали обвинения в адрес властей в том, что о котенке недостаточно заботились. Сложно сказать, справедливы эти обвинения или нет, но власти ИРИ отреагировали очень своеобразно и отвратительно, в своей привычной манере. А именно: они поместили в соцсетях фотографию рассеченного ножами тела мертвого зверька, с которого снимают шкуру, и сообщили, что намерены набить из него чучело. Это вызвало новую волну возмущения.
Мы не знаем, несут ли власти Ирана ответственность за отравления школьниц, также мы не знаем, насколько они понимали, что делают, публикуя фотографию с изуродованным телом всенародно любимого Пируза. Но в любом случае, последние события демонстрируют тот язык, на котором происходит общение между обществом и властью.
Согласно данным социологических опросов, 60-70 процентов иранцев выступают против режима. Мало сомнений в том, что залитые кровью протесты, несколько утихшие в январе-феврале, через некоторое время возобновятся с новой силой.
После этих событий в иранских соцсетях стал распространятся рисунок, изображающий школьнику в противогазе с Пирузом на руках…