Ликбез для Еревана Caliber.Az подсказывает: пункт 3, статья 116
В последние дни ситуация вокруг нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном вновь оказалась в центре внимания экспертного сообщества. В частности, вчерашнее заявление Министерства иностранных дел Армении вызвало определенную обеспокоенность. Оно и понятно, ведь несмотря на утверждения официального Еревана об отсутствии территориальных претензий к своим соседям, включая Азербайджан, даже при поверхностном рассмотрении данного вопроса, а тем более с учетом заявления внешнеполитического ведомства РА, становится ясно, что это не соответствует действительности. А теперь перейдем к конкретным фактам.
В своем заявлении от 7 июня 2024 года МИД Армении подчеркнул: «Республика Армения не имеет территориальных претензий ни к одному из своих соседей, в том числе к Азербайджану. Конституция Республики Армения и её поправки являются внутренним делом Республики Армения, и мы оцениваем попытки официального Баку вмешаться во внутриполитические обсуждения вокруг этого вопроса, стартовавшие ещё в 2018 году, как грубое вмешательство во внутренние дела нашей страны. В проекте мирного договора также есть согласованное положение о том, что ни одна из сторон не может ссылаться на своё внутреннее законодательство для невыполнения взятых на себя обязательств по мирному договору. Мирное соглашение, вокруг которого ведутся переговоры между Арменией и Азербайджаном, чётко закрепляет, что стороны признают территориальную целостность друг друга и не имеют территориальных претензий друг к другу. Подписание соглашения и его ратификация посредством внутренних процедур окончательно закрепят эти принципы».
В ответ на это заявление Министерство иностранных дел Азербайджана выступило с опровержением: «Главной проблемой являются продолжающиеся территориальные претензии Армении к Азербайджану, закрепленные в многочисленных правовых и политических документах этой страны, в том числе в ее конституции, которая ссылается на Декларацию о независимости Армении, призывающую к «объединению Армении и Нагорного Карабаха». Азербайджан имеет законное право требовать исключения из Конституции Армении этого пункта и расценивает это как вопрос национальной безопасности. Данное требование Азербайджана не может быть квалифицировано как вмешательство во внутренние дела Армении».
Анализ правовых аспектов
Главный вопрос, возникающий при анализе этих заявлений, касается правовых основ и логики переговорного процесса. Территориальные претензии Армении, закрепленные в ее конституции, представляют собой серьезное препятствие для заключения мирного соглашения. Этот факт невозможно игнорировать, поскольку он напрямую затрагивает национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность Азербайджана. Азербайджан не вмешивается во внутренние дела Армении, официальный Баку лишь стремится раз и навсегда решить армяно-азербайджанский вопрос.
Да, в международном праве существует принцип, согласно которому международные договоры могут иметь приоритет над национальным законодательством, включая конституцию, при условии их ратификации и принятия в установленном порядке. Этот принцип зафиксирован в таких международных документах, как Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.
Однако на практике приоритет международных договоров над конституцией зависит от конкретного государства и его правовой системы. В некоторых странах, таких как Франция и Германия, международные договоры действительно имеют приоритет над национальным законодательством (но не конституцией). А в США, например, конституция имеет высшую юридическую силу, и международные договоры могут быть признаны неконституционными и, следовательно, не применяться.
В Армении также существует система, при которой международные договоры при определенных условиях могут иметь приоритет над национальным законодательством. Конституция Армении предусматривает механизм, который позволяет международным договорам занимать более высокое место в правовой иерархии по сравнению с национальными законами. Согласно статье 6 Конституции Республики Армения, если международные договоры, ратифицированные Ереваном, противоречат законам Республики Армения, то применяются положения международных договоров. Однако это правило не распространяется на противоречия между международными договорами и конституцией. Так, в третьем пункте статьи 116 четко прописано: «Международные договоры, противоречащие Конституции, не могут быть ратифицированы».
Таким образом, в Армении международные договоры имеют приоритет над национальными законами, но не над Конституцией, которая сохраняет своё верховенство в правовой системе страны.
А теперь чисто гипотетически представим, что мирный договор заключен. Также предположим, что после этого к власти в Армении пришли реваншисты или любые другие силы, которые не заинтересованы в добрососедских отношениях с Азербайджаном. Каков будет их первый шаг? Не сомневаемся, что денонсация мирного договора. И чисто с правовой точки зрения они будут правы, ведь мирный договор, в котором Армения полностью признает суверенитет и территориальную целостность Азербайджана, опровергает главный закон страны — Конституцию Армении. Новые власти даже могут обратиться за толкованием мирного договора в Конституционный суд Армении, который постановит, что, согласно третьему пункту статьи 116 конституции, мирный договор был заключен и ратифицирован в нарушение Конституции Республики Армения.
Выводы Caliber.Az
Именно поэтому, предвидя такое развитие ситуации, официальный Баку настаивает на изменении Конституции Армении, в которой содержатся территориальные претензии к соседям. Еще раз подчеркнем – это вовсе не вмешательство во внутренние дела Армении. Согласитесь, внутренние дела Армении заканчиваются ровно там, где начинается суверенитет, территориальная целостность и национальная безопасность. Соответственно, требование Азербайджана - это попытка установить действительно прочный мир на Южном Кавказе.
Для достижения мира и стабильности в регионе необходимо, чтобы Армения признала суверенитет и территориальную целостность своих соседей и внесла соответствующие изменения в свою конституцию. Это устранит текущие препятствия для подписания мирного договора и создаст прочную основу для добрососедских отношений в будущем.
Азербайджан, в свою очередь, готов продолжать конструктивную работу над завершением и подписанием мирного соглашения, но для этого необходима готовность Армении к изменениям. К реальным изменениям…