Макрон, Байру и хаос во Франции Бездарные эксперименты президента-неудачника
Две цитаты из классической литературы точно отражают ситуацию в общественно-политической жизни современной Франции. «Прогнило что-то в королевстве Датском» — это, как вы понимаете, из Шекспира. «Всё смешалось в доме Облонских» — это уже из российской классики.
Эммануэль Макрон продолжает бездарные эксперименты над Францией. Только что он назначил очередным безвластным премьер-министром страны ещё одного ветерана политической сцены — Франсуа Байру. Теперь глава небольшой партии «Демократическое движение» Франсуа Байру должен попытаться сделать то, что не удалось предыдущему премьеру-неудачнику Мишелю Барнье: подтереть за Макроном всю ту грязь, в которую французский президент превратил политическую жизнь Франции.
Результат, похоже, будет предсказуем. Ведь только что отгремел грандиозный скандал с парламентским вотумом недоверия правительству Мишеля Барнье. Но неугомонному Макрону неймётся. Это Макрон нагромоздил за 7 лет своего президентства кучу кризисов и проблем. Это Макрон попытался решить проблемы глупейшим ходом – распустив парламент и назначив досрочные выборы. И опять потерпел на этих выборах поражение. Враждебный парламент не желает отдавать ему власть над правительством. И Франция по сути после выборов с лета живёт без правительства.
Теперь о новом премьере. Франсуа Байру 73 года. Он является по местным стандартам центристом, по сути своих взглядов – левым либералом. Человек он симпатичный и весёлый. Сын фермера, Байру происходит с самого юга Франции. Он гасконец, соотечественник Д’Артаньяна. Когда был помоложе, Байру нравилось, что журналисты иногда называли его мушкетёром.
Байру дважды становился министром: первый раз в правительстве ещё в 1994-97 годах. Тогда он, министр образования, занимался ликвидацией – не падайте в обморок! – неграмотности во Франции. Второй раз Байру стал министром юстиции уже при Макроне, в 2017 году. Правда, пробыл на своём посту недолго – всего месяц.
Зато в парламенте Байру ветеран. В настоящее время у него своя небольшая фракция из 36 депутатов, из которых 33 человека – представители его партии «Демократическое движение».
Байру писатель и историк. Он является автором нескольких книг, посвящённых его земляку, королю Генриху Наваррскому.
Байру не назовёшь счастливчиком французской политики. Трижды он баллотировался в президенты, всегда неудачно, но однажды даже набрал почти 10% голосов. Бывало, проваливался на парламентских выборах, и как-то даже не сумел стать мэром своего родного городка По. Впрочем, сейчас он занимает пост главы этого муниципалитета.
Почему после скандального провала предыдущей попытки с правительством Мишеля Барнье Макрон решил доверить должность премьера Байру? Да выбор у главного плохиша французской политики невелик. Макрон упорно не желает следовать логике и правилам государственной жизни Пятой республики. Здесь при формировании такого ключевого для жизни страны института, как правительство, обычно необходимо сначала составить парламентскую коалицию. А затем уже выбрать опирающегося на эту коалицию лидера, который и формирует кабинет министров. Собрать подобную коалицию Макрон не в силах. Большинство во французском парламенте имеют две оппозиционные президенту группы: левый Новый народный фронт и крайне правое Национальное объединение Марин Ле Пен. Обе группировки Макрона ненавидят, причём по принципиальным соображениям, и чувства эти взаимные. Именно голосами этих двух парламентских сил было отправлено в отставку правительство Барнье, предыдущей креатуры Макрона.
Единственная возможность обеспечить правительству опору в парламенте – это объединить в его поддержку помимо депутатов партии самого Макрона с полдюжины разнородных карликовых фракций политического центра. Но и этого недостаточно. Для обретения пусть хрупкого, но формального большинства в Национальном собрании необходимы голоса ещё 50-60 депутатов. Взять эти голоса можно только с левого фланга. И есть единственный подходящий кандидат на подобную рокировку: это фракция социалистов, которая входит в Новый народный фронт.
Для того чтобы попробовать договориться с социалистами, и нужен Франсуа Байру. Он знает всех и вся во французской политике, в том числе знаком с несколькими поколениями руководителей соцпартии. Он представитель политического центра и теоретически мог бы быть приемлемым человеком для лидеров социалистов.
В предыдущие десятилетия Байру со своей маленькой либеральной партией неоднократно исполнял роль арбитра между сильными группировками левых и правых в парламенте.
Но с почти стопроцентной уверенностью можно предсказать, что сегодня это Байру вряд ли удастся.
Дело в том, что левые в парламенте, представители Нового народного фронта, выдвинули собственного кандидата на пост премьер-министра, Люси Касте. У них есть все основания для этого – левые имеют крупнейший блок в Национальном собрании из 180 депутатов. В этот блок входят троцкисты из «Непокорённой Франции», социалисты, «зелёные», коммунисты. У них есть и своя программа для правительства. Программа, неприемлемая ни для центристов вроде Байру, ни для правых, ни для Макрона, ни для большинства французов. Левые, например, требуют увеличения минимальной оплаты труда до 1600 евро, снижения пенсионного возраста, резкого роста налогов на всех, кто зарабатывает больше 4000 евро на семью из четырёх человек. Франция этого не потянет. Особенно в условиях, когда состояние финансов страны требует, наоборот, роста налогов и урезания бюджета.
Так что перед Франсуа Байру стоит почти неразрешимая задача. Левым нужен свой премьер и своё правительство. Байру им не нужен. Последний уже начал предпринимать кое-какие шаги. Во французском истеблишменте ходят слухи о тайном обеде Байру с бывшим президентом, а ныне членом парламента социалистом Франсуа Олландом. Они старые знакомые. Если и пытаться склонить социалистов к разрыву с Новым народным фронтом и к поддержке будущего кабинета Байру, то действовать тут можно только через этого бывшего лидера соцпартии.
Правда, нынешний руководитель социалистов Оливье Фор уже заявил, что его партия «не будет участвовать в правительстве Байру». Не менее решительно высказались и зелёные. «Это больше не политика, это плохой бульварный театр», — заявила лидер экологов Марин Тонделье. «Это очередное унижение для демократии», — подвёл итоги назначения глава парламентской фракции «Непокорившейся Франции» Манюэль Бомпар.
Так что позиция левых ясна. Но Байру, очевидно, считает, что попробовать стоит.
Между тем кое-кто во Франции уже начал готовится к возможным досрочным выборам президента. Сторонники самого главного левака местной политической сцены, Жан-Люка Меланшона, главы партии «Непокорившаяся Франция», уже готовятся к внеочередным президентским выборам. Они стали зондировать почву для сбора подписей 500 депутатов всех уровней – от муниципального до регионального – необходимых по французским законам для выдвижения кандидата в президенты.
Это одно из свидетельств того, что на левом фланге договариваться с Макроном не желают, а желают идти в разрушении его власти над Францией и в нагнетании кризиса до конца.
Всё больше политиков и экспертов в стране приходят к выводу, что единственный способ разрешить нынешний кризис – это добровольная отставка президента-неудачника.
Паралич исполнительной власти, фактически организованный Макроном, только усугубляет тяжелейшие экономические и политические проблемы, которые стоят перед Францией. Главная из них – отсутствие утверждённого бюджета на 2025 год. В бюджете 2024 года зияет дефицит в 150 миллиардов евро. В следующем году эта дыра вырастет до 180 миллиардов. Барнье успел подготовить проекта бюджета, где предусмотрены урезание расходов на 20 миллиардов и рост налогов на 40 миллиардов. Этот проект не устроил никого – ни левых, ни правых, и стал причиной вотума недоверия со стороны парламента.
Безумными темпами растёт в связи с дефицитом государственный долг Франции. Печальные итоги правления Макрона – за семь лет его правления размер этого долга вырос с 2 до 3,2 триллионов евро. Задумаемся: за всю предыдущую тысячелетнюю историю страны был накоплен долг в 2 триллиона. А Макрон за 7 лет одним махом вздул его на 1,2 триллиона.
Рушится внешняя политика Франции. При Макроне и в результате его авантюрного правления Париж потерял позиции в своей традиционной вотчине — Западной и Экваториальной Африке. Оттуда французов буквально гонят местные правительства.
Франция втянулась в кризис в Украине, разрушила свои отношения со странами Южного Кавказа — Азербайджаном и Грузией. Непосредственно Макрон довёл до кризиса отношения с важнейшим партнёром Алжиром, заняв однозначную позицию в пользу Марокко в противостоянии вокруг Западной Сахары.
И, наконец, Макрон плодит один за другим внутренние кризисы. Не стихают протесты французских фермеров, которые выступают против поддерживаемой Макроном сельскохозяйственной политики ЕС, разоряющей местное производство.
Именно провокационные решения Макрона привели к восстанию в Новой Каледонии, которые парализовали жизнь этой далёкой французской колонии. Именно в период президентства Макрона Францию захлестнула невиданная и непривычная волна преступности и наркомании, выводящая из себя рядового обывателя. Страну невиданным прежде потоком заполонили сотни тысяч нелегальных мигрантов.
Если даже Байру удастся сформировать правительство, которое избежит вотума недоверия в парламенте, ему придётся иметь дело со всей этой кучей проблем, порождённых правлением Макрона. Ему это надо? Впрочем, охота пуще неволи.
Эльмар Гусейнов, специально для Caliber.Az