Миссия без необходимости Анахронизм или «вечный» рычаг давления ЕС?
Миссия ЕС в Армении, которая официально именует себя наблюдательной, но в действительности занимается сбором данным на местах, то есть, проще говоря шпионской деятельностью, остается на территории соседней страны. Как заявила официальный представитель ЕС по внешней политике Анита Хиппер, «миссия Евросоюза в Армении (EUMA) продолжит свою деятельность, а возможные изменения ее мандата будут обсуждаться между Арменией и ЕС». «В полномочия миссии входит наблюдать и докладывать о ситуации на местах с армянской стороны армяно-азербайджанской границы», — отметила она.
На первый взгляд, формулировка выглядит как чисто техническое уведомление, но в реальности речь идет о вопросе, имеющем глубокий политический и геополитический подтекст. Полагаем здесь надо вспомнить, как все начиналось. В начале октября 2022 года в Праге, на первом саммите Европейского политического сообщества, прошли переговоры с участием премьер-министра Армении Никола Пашиняна, президента Азербайджана Ильхама Алиева, президента Франции Эммануэля Макрона и тогдашнего главы Евросовета Шарля Мишеля. Стороны договорились о присутствии на армянских приграничных территориях европейских гражданских наблюдателей со сроком полномочий в два месяца. 17 октября 2022 года Совет Европы одобрил решение направить 40 наблюдателей для контроля ситуации на условной границе Армении с Азербайджаном. В конце 2022 года Евросоюз при поддержке Еревана заявил о планах трансформации краткосрочной наблюдательной группы в долгосрочную миссию. Вскоре стало известно, что наблюдатели ЕС будут присутствовать в Армении в течение двух лет.
Долгосрочная миссия ЕС начала работу в Республике Армения 20 февраля 2023 года. В состав группы европейских наблюдателей на первом этапе вошли около 100 человек, которые имели опыт работы в европейских силовых структурах. В конце 2023 года Евросоюз принял решение направить в Армению дополнительных наблюдателей, число участников миссии превысило 200 человек.
Такова история появления EUMA, и здесь есть один очень важный аспект. Все дело в том, что у этой миссии нет мандата ООН, а следовательно, она не обладает международно-правовой универсальностью и легитимностью, которую имеют, например, миссии «голубых касок».
Мандат EUMA основан исключительно на двустороннем соглашении между Брюсселем и Ереваном, что незамедлительно сделало ее объектом, мягко говоря, политических споров. Говоря конкретнее, Азербайджан еще на этапе обсуждения категорически возражал против ее появления, резонно указывая на то, что европейские наблюдатели фактически станут политическим инструментом в руках армянской стороны, а сама миссия будет вносить элемент внешнего вмешательства в процесс урегулирования. Тем не менее, несмотря на протесты Баку, миссия была развернута.
Ее деятельность, как и предупреждали в нашей стране, носила и носит откровенно антиазербайджанский, манипулятивный и провокационный характер. Достаточно здесь в качестве примера привести сегодняшнюю информацию EUMA: «Были рады принять в нашей штаб-квартире двух гостей из посольства Чехии – заместителя главы миссии Сабину Новакову и ее коллегу Адама Пешута. В ходе визита они присоединились к патрулю в селе Хачик, чтобы лично ознакомиться с нашей работой. Надеемся на дальнейшее сотрудничество».
То есть, бинокльная дипломатия продолжается, даже несмотря на то, что 8 августа в Вашингтоне лидеры Азербайджана, США и Армении заложили основу будущего мирного договора, который стороны уже парафировали.
К слову, сообщая о продолжении деятельности миссии, официальный представитель ЕС по внешней политике также подчеркнула, что Евросоюз приветствовал парафирование мирного договора между Азербайджаном и Арменией и призвал стороны к его скорейшему подписанию и ратификации. Честно признаться, в совокупности это звучит как попытка скрестить ужа и ежа.
Совершенно очевидно, что в новой реальности присутствие EUMA выглядит анахронизмом, поскольку ключевые противоречия между Баку и Ереваном урегулированы, существует четкий механизм политического контроля за ситуацией, а сама граница переходит в статус международно признанной и спокойной линии разграничения.
История с миссией ЕС невольно напрашивается на аналогии с пресловутой Минской группой ОБСЕ и присутствием российского миротворческого контингента в Карабахе.
Как известно, МГ ОБСЕ, чью аморфную деятельность называли не иначе, как «челночная дипломатия», канула в Лету после Отечественной войны осени 2020 года, в которой Азербайджан одержал победу и освободил свои исконные территории от оккупации. Окончательно и официально она отошла в мир иной после подписания лидерами трех государств в Вашингтоне Совместной декларации, в которой, в том числе, зафиксировано, что главы МИД Азербайджана и Армении подписали совместное обращение в ОБСЕ о закрытии Минского процесса и связанных с ним структур.
Что касается РМК, то он появился в Карабахском регионе на основании пункта 3 Трехстороннего заявления глав Азербайджана, Армении и России, подписанного 10 ноября 2020 года. В этом документе был оговорен пятилетний срок присутствия российских миротворцев, но впоследствии, как известно, все изменилось. После успешной антитеррористической операции осени 2023 года Азербайджан полностью восстановил свою территориальную целостность. В результате российские миротворцы покинули регион досрочно, до истечения мандата, так как отпала сама причина их присутствия.
Это все явилось логичным шагом, закрепившим реальность постконфликтного периода: нет конфликта — нет и необходимости ни в посреднических, ни в миротворческих силах. Так что, по этой же логике, и присутствие миссии ЕС на границе отжило свой век точно так же, как и деятельность Минской группы ОБСЕ, и дислокация российского миротворческого контингента в Карабахе.
Однако, видимо, здесь есть и скрытые стороны медали. Если отталкиваться от обратного, то становится очевидным, что ЕС, инвестируя в армянскую сторону и предоставляя ей поддержку в виде европейских миссионеров, хочет сохранить рычаг влияния в регионе.
Кроме того, дальнейшее присутствие наблюдателей EUMA в постконфликтной зоне при отсутствии реальных угроз неизбежно превращается в политический символ, который Армения вполне может использовать в пропагандистских целях, показывая, что «ЕС ее защищает». А это, в свою очередь, способно создать риск дипломатического раздражения, стать источником новых манипуляций со стороны сил, не желающих установления мира на Южном Кавказе.
Помимо этого, сохраняя присутствие миссии ЕС на своей территории официальный Ереван противоречит самому себе, поскольку в парафированном «Соглашении об установлении мира и межгосударственных отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения» четко прописано следующее: «Подписавшие его стороны не будут размещать силы каких-либо третьих сторон на границе, до завершения делимитации и последующей демаркации будут осуществлять согласованные меры по обеспечению безопасности в приграничных районах и укреплению доверия».
Так что, как ни крути, но в новой реальности EUMA выглядит больше пережитком конфликта, чем инструментом мира, поскольку если исчезают причины для внешнего присутствия, оно должно быть свернуто. Продолжение деятельности миссии без явной необходимости способно лишь затормозить процесс нормализации, поскольку реальный мир строится на доверии между самими сторонами, а не на постоянном внешнем надзоре. Надеемся, что в Ереване это понимают.