На кого нацелены американские военные базы в Греции? Разлад в стане союзников
На пресс-конференции в Анкаре по итогам переговоров с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган высказал сомнение, что развернутые в Греции военные базы США направлены именно против России.
В Анкаре были поражены появлением сразу девяти американских баз на территории Греции. То есть под боком у Турции. И Эрдоган счел нужным прояснить - против кого они развернуты? «Говорят, что против России. Но мы на это не купимся», - заявил турецкий президент. Учитывая политический вес страны в системе международных отношений, а также личный имидж Эрдогана в региональной и глобальной политике, месседж турецкого лидера не просто констатация факта, а серьезный вызов противникам политики Анкары, в первую очередь в Вашингтоне.
Анкара не пасует перед Белым домом
Известно, что отношения США и Турции имеют далеко не дружественный характер, и в большей степени это связано с тем, что независимая политика Анкары, лично Эрдогана вызывает крайнее недовольство в Белом доме. Однако этот, казалось бы, весьма опасный для Турции тренд не пугает ее и не вынуждает отказаться от своих решений, нередко идущих вразрез с интересами США. Являясь членом НАТО, Анкара тем не менее планомерно отстаивает свои национальные интересы на региональном и глобальном уровнях, демонстрируя свою принципиальную позицию. Пример тому - ее недавний отказ поддержать вступление в альянс двух скандинавских стран. Выступив против членства в НАТО Швеции и Финляндии, Эрдоган поставил западный мир перед фактом, что плюсы и минусы для Турции в той или иной ситуации превыше выгоды альянса и что с мнением Анкары должны считаться и США, и НАТО.
Между тем имеются два важных фактора, из-за которых Анкара категорически противится вступлению Финляндии и Швеции в Североатлантический альянс. Это, во-первых, курдская проблема, которую Турция последовательно решает на различных уровнях, а во-вторых, ограничения, введенные США на поставки вооружения в Анкару, в частности из России. Турция требует от американской администрации снять с нее экономические санкции, введенные из-за закупок у РФ новейших систем вооружения, включая комплексы ЗРК С-400, но при этом не дает каких-либо гарантий о прекращении сотрудничества с Москвой. Эта ситуация создала натянутость в турецко-американских отношениях. А теперь, когда США пробуют использовать фактор войны в Украине против интересов Турции, размещая американские базы в Греции, не исключено, что градус напряженности между двумя союзниками, но совсем не друзьями будет увеличиваться. Тем более что с той же Грецией тоже немало противоречий, к примеру, по статусу некоторых островов в Эгейском море, с проблемой разделенного Кипра, и особо острых - связанных с местами нефтегазовой разведки.
Правда, в последние годы стороны несколько раз предпринимали попытки наладить цивильный диалог, причем этому больше способствовала именно турецкая сторона. Так, например, согласно информации турецких СМИ, в марте этого года глава Минобороны Турции Хулуси Акар после встречи со своим греческим коллегой Николаосом Панайотопулосом на полях внеочередного совещания глав оборонных ведомств НАТО выдвинул идею о совместной эксплуатации природных ресурсов Эгейского моря Грецией и Турцией, что немало удивило греческую политическую элиту. Однако, как показали последующие события, развязать греко-турецкий узел взаимных претензий и противоречий оказалось намного сложнее, и не в последнюю очередь из-за вмешательства третьих стран, в частности США.
Американцы не хотят упускать греко-турецкий трек
Для США не впервой использовать военный фактор как инструмент государственной политики для проворачивания политических манипуляций, в том числе в отношении Турции. У всех на памяти, как в сентябре 2020 года официальный Вашингтон заявил о своих планах, связанных с перевозкой военных активов с авиабазы «Инджирлик» в Турции на базу Суда, расположенную на греческом острове Крит, а также по расширению военного присутствия в остальной части Греции. Тогда было заявлено, что Греция получит возможность приобрести самую передовую продукцию американской военной промышленности, самолеты F-35 и ударные беспилотники. Американцы поддержали Грецию даже в газовом споре с Турцией в Восточном Средиземноморье, фактически развернувшись в сторону Афин и демонстрируя недовольство турецкой политикой. Что любопытно, в итоге знаменитая американская база «Инджирлик» так и не была вывезена с территории Турции, а Вашингтон ограничился риторическими декларациями, ущемляющими турецкую выгоду от присутствия американцев. В этом политическом маневре США использовали именно фактор Греции, с расчетом охладить ее отношения с Турцией, с одной стороны, а с другой - в определенной степени «приструнить» Анкару за неприемлемую для американцев независимую внешнюю политику.
Но как показывают последние события с размещением новых военных баз США в Греции, Белый дом не перестает манипулировать интересами Турции, теперь уже используя фактор войны в Украине – мол, это необходимо для нынешнего противостояния Запада и России.
Украина активизировала контакты Афин и Вашингтона
То, что на фоне войны в Украине взаимодействие США и Греции значительно возросло - очевидный факт. Недавно греческий парламент даже ратифицировал соглашение об оборонном сотрудничестве с США, предусматривающее создание в стране четырех новых американских военных объектов. Это, безусловно, выгодно Греции, поскольку в перспективе она может стать ключевым союзником США на юго-восточном фланге НАТО, что, в свою очередь, обеспечит большую ее значимость для альянса и преимущество в проталкивании греческих интересов в противовес турецким.
Так где собака зарыта?
Поводом для нынешнего обострения отношений между двумя странами стал недавний, в мае, визит в Вашингтон премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса, в ходе которого он предпринял дипломатическое наступление на Турцию, обвинив ее в создании проблем для Североатлантического альянса и главных угроз безопасности в Восточном Средиземноморье. Как следствие турецкий лидер заявил об отказе вести диалог с Мицотакисом. Эрдоган высказал недовольство по поводу антитурецкой риторики греческого политика в Конгрессе США, напомнив ему об инициативе проведения двустороннего диалога без присутствия третьей стороны. К слову, ранее Турции отказалась от участия в запланированных на середину мая этого года в Греции учениях НАТО Tiger Meet из-за спекуляций греков с техническими дополнениями в сценарий маневров. В Анкаре назвали действия Афин недопустимыми и противоречащими нормам международного права, расценив попытки властей Греции использовать учения альянса в качестве орудия для политических манипуляций как противоречащие установкам НАТО. То есть греко-турецкие отношения вошли в фазу очередного кризиса, и на этом фоне усиление военного фактора США на территории Греции расценивается в Турции как антитурецкий фактор, а не антироссийский, что пытаются всем внушить США.
Вместе с тем обострению турецко-греческих отношений способствовал и недавний призыв премьера Мицотакиса, обращенный к Конгрессу США, оставить в силе запрет на участие Турции в программе закупок истребителей следующего поколения F-35. Напомним, что запрет был введен после того, как в 2019 году Анкара приобрела у России систему ПВО С-400. Однако сейчас администрация Джо Байдена рассматривает возможность его отменить. В Турции также не исключают, что Афины попытаются сорвать сделку по самолетам, используя статус военного союзника США, о чем ранее и мечтать не могли.
Насколько надежным окажется союзничество Греции и США, покажет время, и от этого во многом будет зависеть точный ответ на вопрос: на кого именно нацелены американские военные базы в Греции?