Не по Макрону треуголка Эрдоган указал Парижу на его место
Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган подверг жесткой, но обоснованной критике президента Франции Эммануэля Макрона, озвучив хлёсткие характеристики его деятельности и напомнив тем самым о принципах международной политики и межгосударственной дипломатии. Прежде всего Эрдоган заявил, что Макрон не обладает достаточной квалификацией, чтобы руководить государством, и в качестве доказательства рассказал о нескольких встречах с ним, подчеркнув, где и когда нынешний хозяин Елисейского дворца был с ним «не честен».
«Мы хотим, чтобы международная политика строилась на честности. Где нет честности, там нет и доверия», - сказал Эрдоган. К сожалению, в мире много таких лидеров, продолжил он, и именно такие, к примеру, игнорируют интересы Турции, вмешиваясь в ее разногласия с Грецией по поводу Средиземноморья. Как отметил турецкий президент, лучше ему умолчать о тех выражениях, в которых он озвучил Макрону суть его политики.
Эрдоган убежден, что из-за несостоятельного правления Макрона Париж теряет престиж на мировой арене. «Мали находится в состоянии полного разрыва с Францией, власти Буркина-Фасо потребовали, чтобы французские войска покинули страну через месяц, а сама Франция быстро теряет свою репутацию в Африке», - обосновал он свое мнение конкретными аргументами.
Критика турецкого президента в адрес Макрона справедлива прежде всего потому, что любой аргумент, приведенный им, имеет доказательную базу. Тем более что на международной арене Эрдоган один из немногих президентов, за которым прочно закрепился имидж человека, который не бросает слов на ветер. А это не что иное, как свидетельство его политической состоятельности как лидера государства, способного отстаивать не только национальные интересы, но и личные принципиальные убеждения.
Во Франции это тоже хорошо знают, хотя и реагируют весьма болезненно. Достаточно вспомнить, как в октябре 2020 года Париж отозвал своего посла в Анкаре для проведения консультаций в связи с высказываниями президента Турции о французском лидере. Согласно информации Anadolu, Эрдоган посоветовал Макрону после того, как тот предложил защитить светские ценности Франции от радикального исламизма, «проверить свою психику». В Париже тогда заявили, что риторика Эрдогана неприемлема, даже потребовали смены его политического курса, в ответ на что турецкий лидер предупредил о приближающемся конце Европы из-за исламофобии, призвав другие мусульманские страны объединиться для защиты религиозных ценностей.
Однако сложные франко-турецкие отношения не ограничиваются лишь проблемами религиозного толка. Достаточно сильно усугубляет отношения Анкары и Парижа кардинально противоположная позиция в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Известно, что откровенно проармянская позиция макроновской Франции противоречит интересам как Азербайджана, так и Турции. Поэтому неудивительно, что Париж, после того как Армения потерпела сокрушительное поражение в 44-дневной войне в Карабахе, обвинила Турцию в разжигании боевых действий, а сенат Франции скоропалительно (25 ноября 2020 г) принял резолюцию, в которой призвал к «независимости» Карабаха.
Стоит ли говорить о предвзятой политике макроновской Франции в вопросе армяно-азербайджанского конфликта, если еще будучи одним из сопредседателей почившей в бозе МГ ОБСЕ, французская сторона открыто лоббировала армянские интересы, игнорируя законы международного права и злоупотребляя посредническим мандатом ОБСЕ в угоду Еревану. Так что ничего нового: такой же враждебный подход со стороны Франции наблюдается и в нынешний постконфликтный период в регионе. Это подтверждают в первую очередь документы антиазербайджанской направленности, инициированные французской стороной. В качестве примера приведем следующие факты: сенат Франции принял 15 ноября 2022 года позорную резолюцию, предусматривающую санкции против Азербайджана на основании статьи 34 -1 Конституции страны. И, между прочим, именно авторы этого противоречащего международным нормам документа предлагали разместить на армяно-азербайджанской границе «международные миротворческие силы». Понятно, что в Париже под вывеской «международных миротворческих сил» надеялись протащить в регион в первую очередь представителей Франции. И только благодаря политической воле Баку французская сторона не добилась этой цели, а позже миссия ЕС была размещена лишь на территорий Армении.
А 30 ноября прошлого года Национальная ассамблея Франции единогласно приняла предвзятую резолюцию с требованием прекратить «агрессию» Азербайджана против Армении. В том же контексте стоит рассматривать и усилия Франции для обеспечения прибытия в Армению долгосрочной наблюдательной миссии ЕС сроком как минимум на два года. Совершенно очевидно, что за этой так называемой миссией стоят неоимперские планы Парижа по закреплению в регионе Южного Кавказе. И то, что эту миссию будет курировать именно французский дипломат - заместитель генсека Европейской службы внешних связей ЕС Шарль Фрис - совсем не случайность, а продуманный шаг.
В СМИ без утайки пишут, что миссия ЕС может разрастись до 2000 человек и принять характер военно-миротворческой, которая якобы будет «способствовать стабильности в приграничных районах Армении и обеспечению условий, способствующих нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном». Однако не приходится сомневаться, все будет с точностью до наоборот. Тут все ясно и очевидно - никакую безопасность региона это не повысит, а, напротив, может негативно сказаться на армяно-азербайджанских переговорах, что прекрасно понимают и в Баку, и в Анкаре. А в том, что этот шаг не был согласован с Баку, несомненно, - заслуга Парижа.
Если же рассматривать франко-турецкие отношения в плоскости международных отношений, то здесь тоже просматривается откровенно враждебная политика Франции в отношении Турции. Так, согласно сообщению Anadolu, президент Эрдоган, выступая на заседании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития в Анкаре ( 18 января 2023 г.) заявил, что Турцию критикуют те, кто безуспешно пытался заставить ее увязнуть в Сирии, поставить в неловкое положение в Карабахе и безвыходное - в Эгейском море. И этот месседж в числе прочих недоброжелателей Турции, несомненно, получила и Франция, причем в первую очередь именно ее цели полностью противоречат турецким интересам в Сирии. А на заинтересованность Парижа Эгейским морем указывают давние усилия Макрона подтолкнуть ЕС к разработке всеобъемлющей стратегии на Ближнем Востоке и на Восточном Средиземноморье. Подтверждают это и заявления официальных лиц ЕС о защите суверенитета Греции и Кипра. В сентябре 2020 года по итогам саммита стран Южной Европы, с участием в том числе Франции и Греции, президент Макрон заявил о поддержке Греции и Кипра якобы в свете «незаконных действий» Турции в Средиземном море. Буквально в тот же день на встрече Макрона с премьер- министром Греции Кириакосом Мицотакисом была достигнута договоренность о двустороннем военном сотрудничестве и стратегии противодействия Турции. Позже с подобными менторскими выкладками Макрон выступил в июле того же года в Париже, отметив, что контроль над Восточным Средиземноморьем не следует оставлять Турции, выказав тем самым интересы самой Франции на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Азии. Более того, Франция всячески препятствует вступлению Турции в ЕС.
И это далеко не полный перечень противоречий в отношениях Анкары и Парижа, а трезвая критика президента Эрдогана – очередное свидетельство краха милитаристской политики Парижа. Впрочем, ничего необычного, когда не по Сеньке оказывается шапка. Вернее, в случае с Макроном, треуголка. О чем прямо и сказал президент Эрдоган.