Нигерия в объятиях французского спрута Расклад Лиманского
Станет ли Нигерия новой французской вотчиной? Париж потерял ряд бывших колоний в Африке, но пытается компенсировать их на другом направлении.
28-29 ноября президент Федеративной Республики Нигерия (ФРН) Бола Ахмед Тинубу находился с государственным визитом во Франции. При этом был подписан ряд экономических соглашений. Но что на деле несет присутствие французских корпораций африканцам?
Черное золото с Черного континента
Нигерийский президент прибыл в Париж вместе со своей супругой Олуреми, их официально встречала чета Макронов. Переговоры Тинубу и Макрона были посвящены прежде всего экономическим вопросам. 28 ноября они оба приняли участие в заседании Франко-нигерийского делового совета. А 29 ноября Бола Тинубу обсуждал дальнейшее расширение присутствия французского капитала в Нигерии на форуме Medef, объединяющем крупнейший французский бизнес.
Франко-нигерийский деловой совет был создан в 2018 году во время визита президента Макрона в Абуджу. Нигерия является ныне крупнейшим торговым партнером Франции к югу от Сахары. Она занимает 1-е место в Африке и 6-е в мире по количеству жителей в 227 миллионов человек. При этом к 2050 году ожидается уже 410 миллионов, а по некоторым расчетам – в 2100 население Нигерии должно превзойти Китай. До 2023 года страна также удерживала 1-е место на африканском континенте по ВВП на душу населения. Но самое главное – ФРН является богатейшей кладовой полезных ископаемых. В Нигерии добывают нефть, газ, уголь, олово, колумбит. Нигерия - ведущий добытчик нефти в Африке и 8-й в мире.
Обещания равного партнерства
В ходе нынешнего визита нигерийского президента были подписаны договора на общую сумму в 300 миллионов евро. На эту страну уже и так приходится 65% французских прямых иностранных инвестиций в Западной Африке. Так, французская группа TotalEnergies и другие компании уже давно хозяйничают в нефтедобывающем секторе. Также в ходе нынешних переговоров обсуждалось и присутствие французов в агропродовольственной и банковской отраслях. Четыре нигерийских банка уже работают в Париже, теперь же было заявлено о появлении во Франции еще одного банка. Обсуждались на встрече и вопросы образования, культуры и безопасности.
По обыкновению, Франция и ее корпорации особенно активно присутствуют во франкоязычных странах, в недавнем прошлом являвшихся ее колониями. Нигерия – это тот случай, когда новая французская экспансия распространяется в англоязычной стране (также государственными языками в ФРН являются хауса, йоруба и игбо).
Сегодня Нигерии наносят сильный ущерб атаки террористических организаций и просто банд, включая «Боко Харам», «Исламское государство Западной Африки» (ISWAP), «Парни Бакасси» и других. Впрочем, «эффективность» военной помощи Франции в борьбе с террористами и радикалами могут засвидетельствовать переходные правительства Мали, Буркина-Фасо и Нигера, в конечном итоге попросивших французских легионеров на выход.
Вероятно, в связи с этим в обсуждениях вокруг нынешней встречи Макрона и Тинубу зазвучали и новые нотки. Так, неназванный французский дипломатический источник сообщил телекомпании France24 следующее: «Отношения с нигерийцами воплощают в себе перемены в методах, которых мы хотим добиться, потому что за ними ухаживают все. И они хотят партнерства на равных, а не подхода, «дающего уроки», особенно в области прав человека».
Впрочем, и ранее и французы, и другие западные державы не обращали внимания на нарушения прав человека и жестокий террор, если только они исходили от лояльных им режимов.
Предупреждение эксплуататорам
Многие эксперты расценивают нынешнюю активизацию отношений Франции и Нигерии как попытку Елисейского дворца компенсировать таким образом свое недавнее крупнейшее поражение в Сахеле. После прихода к власти в Мали, Буркина-Фасо и Нигере прогрессивных военных членство этих государств в Экономическом сообществе стран Западной Африки (ЭКОВАС), действующем под эгидой Парижа, приостановлено. И похоже, что после этого Макрон и его команда стали рассматривать Нигерию как площадку для своего реванша в Африке.
В июле 2023 года, вскоре после своего избрания президентом Нигерии, Бола Ахмед Тинубу занял и пост председателя ЭКОВАС. При этом он подчеркнул свою приверженность демократии, хотя признал, что «ею очень трудно управлять». «Нам это нужно, чтобы стать примером для остальной Африки и мира. Мы не допустим переворота за переворотом в Западной Африке», — заявил Тинубу, очевидно имея в виду антиимпериалистические военные режимы в Сахеле. Впрочем, в начале своего правления новый президент Нигерии также сказал: «Мы должны подать эксплуататорам предупреждение о том, что наш народ достаточно настрадался».
Сам 71-летний Тинубу, экс-губернатор Лагоса, является мультимиллионером и авторитетной фигурой юга Нигерии, прозванным «создателем королей». На посту президента он сменил своего однопартийца Мухаммаду Бухари, пробывшего там два срока.
От предшественников Тинубу достались тяжелые проблемы. «Как вы все знаете, мы приняли эстафету власти в то время, когда наша экономика шла ко дну из-за больших долгов за топливо и долларовых субсидий», — заявил Тинубу по приходу к власти. Если при правлении военных в Нигерии существовало государственное регулирование цен, то впоследствии либеральные правительства отменили регулирование на многие товары, включая и нефтепродукты, они также пошли на приватизацию нефтяного сектора и тому подобные меры. А в последние годы президентства Бухари прежний экономический рост страны стал существенно замедляться. С 2014 по 2022 годы Нигерия была лидером в Африке по ВВП, обогнав даже ЮАР. Но сегодня она только 4-я на континенте по этому показателю. Так, рост ВВП на душу населения с 2018 по 2022 год составил +3,8%, но в 2021/22 годах этот показатель ушел в «минус» — на 2,9%. За 2024 год национальная валюта найра обесценилась на 45%, а цены на продукты выросли на 40%.
Ныне больше половины населения Нигерии живет за чертой бедности. Впрочем, похоже, что нынешняя власть продолжила неолиберальную политику социальных урезаний. Уже на своей инаугурации в мае 2023 года Тинубу заявил об отмене государственных субсидий на бензин, которое сам назвал «трудным решением». При этом он заявил: «К сожалению, та хорошая жизнь, которой мы, как нам казалось, живем, оказалась фальшивкой, способной привести страну к полному краху, если не предпринять срочных решительных мер».
Серьезнейшими проблемами являются коррупция и преступность. Так, в апреле 2024 года Антикоррупционное агентство Нигерии в ходе расследования, инициированного президентом, вскрыло коррупционные схемы в Министерстве по борьбе с бедностью на сумму около 30 миллионов долларов. К этому мошенничеству оказались причастны и некоторые банки. Насилие правит бал, и за несколько дней до инаугурации Бола Тинубу межобщинные столкновения земледельцев и скотоводов унесли жизни сотни людей, тысячи стали беженцами.
Французские инвестиции – против экспорта из Франции
О направлениях, которые могут быть затронуты новыми контрактами, может говорить и участие в нынешнем заседании Франко-нигерийского делового совета, наряду с президентами обоих государств, и нигерийского миллиардера Алико Данготе. Он является главой Dangote Group, одной из крупнейших цементных компаний в Африке. Также группа Данготе строит крупнейший в Африке нефтеперерабатывающий завод, комплекс по производству удобрений, занимается и сельским хозяйством, сахаром, солью и так далее. Миллиардер является сопредседателем Бизнес-центра США-Африка, в 2013 году по версии Forbes — «Самый влиятельный человек в Африке», в 2020 году «Аль-Джазира» назвала его самым богатым человеком Африки.
Сегодня более 100 французских компаний присутствуют в различных секторах экономики Нигерии. В нефтяной и смежной с ней отраслях работают Seplat, Schlumberger, Ponticelli, Technip FMC, SPIE OGS, DBN Vinci, в агропищевой промышленности — Danone, Pernod Ricard, Moët-Hennessy, Servair Newrest, в местной промышленности — Lafarge, Schneider Electric, Air Liquide, Nexans, Vallourec, Sokoa Chairs. В фармацевтике заняты компании Biogaran и Sanofi, в парфюмерии — L’Oreal.
Вывоз французского капитала в Нигерию удвоился за десятилетие. И французский МИД с гордостью сообщает, что в 2021 году Франция опередила по вложениям в Нигерию (7,2 млрд евро) и бывшую нигерийскую метрополию Великобританию, и США.
В Нигерии активно работает Французское агентство развития (АFD), с 2010 года выдавшее около 2 миллиардов евро кредитов. Кстати говоря, за несколько дней до встречи президентов Франции и Нигерии в Париже правительство Нигера запретило деятельность AFD в своей стране.
Характерно, что экспорт из Нигерии во Францию прилично превышает импорт французской продукции – 4,4 миллиарда евро против 636 миллионов евро соответственно. При этом нефть и другая продукция добывающей промышленности составляют 96,3% экспорта из Нигерии.
Французские корпорации качают из этой африканской страны дешевую и качественную нефть, а обратно продают бензин и другие продукты переработки, получая на этом немалые прибыли. Одним словом, экономические отношения Франции с Нигерией являются типичной неоколониальной моделью эксплуатации.
Но при этом экспорт товаров из Франции в Нигерию неуклонно падает. В начале 2010-х годов он составлял 1,6 миллиарда евро, но в настоящее время сократился на 63%. Теперь Франция занимает менее 2% на рынке Нигерии, сократив свою долю в сравнении с 2010 годом почти в 3 раза. И это связано прежде всего с тем, что французские компании существенно проигрывают конкуренцию Китаю. Продукция из КНР теперь лидирует в Нигерии, увеличив за 10 лет свою долю на рынке с 18% до 27%.
Вот что любопытно – к сокращению экспорта из Франции привели и пресловутые французские инвестиции в Нигерию. Многие французские компании перенесли свое производство в эту африканскую страну с баснословно дешевой рабочей силой. И, как говорится, сами же наступили на свои грабли.
При этом распиаренные инвестиции и кредиты выдаются Нигерии не за красивые глаза, а под выполнение требований глобальных финансистов о неолиберальных реформах и социальных урезаниях. Так, главы Африканского экспортно-импортного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) похвалили президента Нигерии за ту же отмену субсидий на бензин.
Одностороннее сотрудничество с финансовыми институтами Запада неизбежно влечет за собой и попадание в долговую ловушку. Уже сегодня внешний долг Нигерии составляет более 40 миллиардов долларов. И за минувший год он вырос более чем на 2%. Львиная доля в этой задолженности принадлежит Всемирному банку и Африканскому банку развития (АфБР) — 49,7%, на 2-м — еврооблигации (35,5%), на 3-м — двусторонние кредиты (14%).
Поэтому не удивительно, что сегодня страны Африки все больше делают свой выбор в пользу сотрудничества с Китаем и некоторыми другими государствами. КНР, вкладывая средства в их развитие, не навязывает ту или иную политическую или экономическую модель, не финансирует оппозицию и не устраивает государственных переворотов, не настаивает на сокращении социальной поддержки населения. И вполне естественно и очевидно, что подобная политика взаимовыгодного сотрудничества выглядит гораздо более привлекательной для государств глобального Юга, стремящихся к реальному развитию и подлинной независимости…