Новый год в «реальной Армении»? Ложная эволюция Пашиняна
31 декабря 2024 года премьер-министр Армении Никол Пашинян выступил с посланием к народу по случаю Нового года. Уже здесь стоит сделать оговорку: если все предыдущие годы Пашинян 31 декабря поздравлял народ в том числе и с Рождеством, то в этот раз поздравления касались лишь Нового года. Пока трудно делать из этого какие-то выводы. Возможно, премьер выступит с отдельным посланием 6 января, собственно, в день, когда армяне празднуют главный христианский праздник. Если же он этого не сделает, то возьмем на себя смелость предположить, что Пашинян таким образом круто меняет идеологический фон в стране, сделав еще один шаг в борьбе с религиозной привязанностью армян. Тем более на фоне конфликта правительства с действующим католикосом. Так что держим в уме и следим.
В целом же, новогоднее обращение варчапета привлекает к себе внимание своим лейтмотивом – «реальной Арменией». В общем-то небольшом, двухстраничном послании это словосочетание встречается одиннадцать (!) раз. Суть выступления сводится к следующим словам премьера: «Реальная Армения, Республика Армения площадью 29 тыс. 743 квадратных километра, должна стать руководящей идеологией не только для правительства и парламентского большинства, но и для каждого гражданина Республики Армения». Чуть ниже по тексту Пашинян добавляет: «Мы должны меняться и трансформироваться, дорогой народ, дорогие граждане Республики Армения». Примечательно, что впервые за несколько лет после поражения в 44-дневной войне Пашинян в своем новогоднем обращении ни разу не употребил слова «арцах» и «нагорный Карабах». Более того, в адрес этой «проблематики» не было сделано ни единого значимого намека. В этом контексте интересно проследить за эволюцией новогодних мессиджей Пашиняна за последние несколько лет.
Так, сразу после разгрома в 2020 году Пашинян, очевидно воодушевленный присутствием в серой зоне Карабаха российских миротворцев и сохранением на этой территории армянских отрядов, был в своей новогодней речи довольно оптимистично настроен — не случайно она даже содержала само слово «оптимизм»: «Мы должны строить Армению по-новому, мы должны строить арцах по-новому, мы должны строить наш оптимизм по-новому, и я хочу, чтобы мы начали 2021 год именно с таким настроением».
Спустя год он все еще был настроен бодро: «Урегулирование нагорно-карабахского конфликта и полная защита прав армян арцаха — наша стратегическая цель» и «Поднимем бокалы за свободные, мирные, возрождающиеся и восстанавливающиеся Армению и арцах».
А вот уже 31 декабря 2022 года можно заметить заметный спад настроения, причиной чему, очевидно, стала акция азербайджанских эко-активистов на Лачинской дороге: «2022 год был годом серьезных вызовов. Незаконная блокада Лачинского коридора поставила наших братьев и сестер в Нагорном Карабахе и всех нас в тяжелое положение». Примечательно, что в тот раз Пашинян уже не поднимал бокал за «арцах». «Да здравствует Республика Армения», — только и произнес он.
Уже в следующем году после добровольного переселения армян из Карабахского региона Азербайджана в Армению Пашинян даже посыпал голову пеплом: «Я также хочу попросить прощения у каждого из вас, у всех граждан Республики Армения, у всех наших братьев и сестер, ставших беженцами из нагорного Карабаха, за боль, которую вы пережили в последние годы».
К этому же периоду относится и первый намек на пересмотр идеологии цехакронизма: «Исходя из долга главы государства, я должен неустанно и постоянно повторять, что нам нужно всё комплекснее и полнее понимать многие вещи, нам нужно на многое посмотреть и многое пересмотреть, чтобы необратимо понять, что Родина — это государство».
Жесткая и последовательная политика Баку по восстановлению своего полного суверенитета привела армянского премьера к реальности, и с тех пор он неоднократно в течение ушедшего года выступал на различных платформах со своей концепцией «реальной Армении», которая должна прийти на смену «Армении мистической» (сам Пашинян назвал ее «исторической», но не будем излишне строги к нему в этом вопросе), и даже намекал на необходимость изменения армянской конституции, сравнивая содержащиеся в ней претензии к соседям с красной одеждой для быков. Одним словом, Пашинян принялся за работу, призванную подстегнуть изменения в общественном сознании армян, мысль о недопустимости стремления расширить свои границы за счет международно признанных территорий соседей.
Однако эта тенденция не стала всеобъемлющей и постоянной. Мы неоднократно были свидетелями того, как Пашинян дезавуировал собственные мысли о конституции, и более того, самым жульническим образом пытался уличить Основной закон Азербайджана в неких территориальных претензиях к Армении. Параллельно в 2024 году были предприняты шаги по милитаризации Армении и, более того, превращения этой страны в форпост коллективного Запада. Усилиями США, Франции и Индии в Армению ввозится вооружение, включая наступательное. На институциональном же уровне отношения Армении с Западом фиксируются заключенными в апреле 2024 года в Брюсселе Пашиняном, фон дер Ляйен и Блинкеном многочисленными соглашениями, в которых военная составляющая играет не последнюю роль.
Любопытно, что в стремлении навести тень на плетень, Пашинян в своей новогодней речи 31 декабря 2024 года ни разу не затронул темы военного строительства. Может сложиться ощущение, что Пашинян не стремится поднимать рейтинг партии за счет реваншистского дискурса. Это — ложное впечатление. В действительности, Пашинян хочет показать народу верность идеям реванша не словами, а действиями. Мы уже неоднократно писали о том, что в команде Пашиняна вынашивают план маленькой победоносной войны против Азербайджана, в результате которой Армения надеется отхватить небольшой кусок на условной границе. Подобным шагом Пашинян значительно укрепил бы свой рейтинг, продемонстрировав, что способен на жесткие решения и на «отстаивание интересов государства» силой. В окружении Пашиняна полагают, что данные действия укрепили бы армянское общество в ложной мысли о возможности полноценного реванша, а именно — новой оккупации Карабаха в будущем.
Недаром об опасности милитаризации Армении вновь заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем новогоднем обращении к стране: «Если говорить о самом тревожном для нас моменте в этом году, то, безусловно, это вооружение Армении. Никакого логического объяснения этому нет. Армения в своей захватнической политике потерпела полный крах. Их военные поражения в 2020-м, а затем в 2023 году должны были указать им правильный путь. Мы стремились к этому и сегодня продолжаем наши усилия. Я неоднократно предупреждал их как в своих официальных заявлениях, так и в ходе наших переговоров с армянской стороной, чтобы они избегали этого опасного пути. Подстрекающие их иностранные круги, зарубежные страны, которые и сегодня провоцируют их вновь напасть на Азербайджан, не будут стоять за ними, они просто не смогут сделать этого. В этом регионе никакая сила не сможет конкурировать с нами в военной сфере. Поэтому еще раз говорю, пока не поздно, пусть свернут с этого опасного пути. Южный Кавказ должен стать регионом мира, спокойствия и сотрудничества. Широкомасштабное и ускоренное вооружение Армении, поставки ей летального оружия могут нарушить этот мир, мир, который возможен».
Итак, Азербайджан готов отразить любую вооруженную провокацию со стороны Армении. Любой подобный шаг со стороны Еревана грозит не только окончательным разгромом армянской армии, но и серьезной дестабилизацией внутри Армении с огромным риском ухода с политической сцены правящей элиты. Ведь кураторам Армении нужен не маленький реванш — им нужен большой пожар. Азербайджан в случае попытки провокаций со стороны Еревана сделает всё возможное, чтобы пожар был локализован в пределах «реальной Армении», что для армянского общества будет максимально болезненно.