Оборона Пашиняна Обзор событий в Армении
В Армении продолжается борьба между правящей партией и оппозицией. Отчаянно пытающийся завоевать популярность бывший омбудсмен Армении Арман Татоян, создавший движение «Крылья единства», провел пресс-конференцию. На ней он постарался, как ему кажется, объяснить причины политического тупика в Армении и сделать шаг для его ликвидации, а также для преодоления апатии, в которой, опять же, по его словам, пребывают 60-70 процентов граждан Армении.
По мнению Татояна, пока вопрос ставится как «бывшие против Пашиняна», последний будет побеждать. По его словам, народ уже сказал, что «бывшие не могут вернуться к власти». Поэтому их попытки вернуться к власти питают власть Пашиняна. «Я претендую стать их голосом. И мы вместе разорвем эту замкнутую систему, которая как минимум последние 5 лет отравляет систему управления», — обещает Татоян.
Одним словом, Татоян пытается перетянуть на себя целый спектр голосов. Во-первых, он публично отмежевывается от карабахского клана и таким образом пытается привлечь в свой лагерь ту категорию неопределившихся, которые одинаково не доверяют Пашиняну и карабахским.
Во-вторых, он пытается призвать электорат Кочаряна и Саргсяна, убеждая их в бесперспективности поддержки этих «хромых лошадей». Чтобы усилить этот месседж, экс-омбудсмен также обратился к бывшим президентам с призывом: «Если хотите, чтобы Никол Пашинян проиграл, не участвуйте в избирательной кампании».
Похоже, из Татояна лепят эдакого главного политического противника Пашиняна на предстоящих в следующем году выборах. Не исключено, что фигура Татояна используется Москвой в качестве альтернативной силы после того, как там убедились, что Кочарян и Саргсян не имеют шансов, а российский олигарх Самвел Карапетян снят с гоночного трека. По этой логике именно из Москвы пришел сигнал карабахским о том, что им желательно выйти из предвыборной кампании.

И если Карапетян был достаточно неосторожен, чтобы позволить себя повязать, то Татоян ведет себя в рамках законности и этических норм, никого не оскорбляя и не призывая к насильственному захвату власти. Татоян, будучи не один год омбудсменом, смог заработать популярность у определенной части армянского общества. И все-таки ему не хватает как личной харизмы, так и печати носителя перемен, которых сполна у действующего премьера и которые обеспечивают ему лидерство в рейтингах. Пашинян действительно харизматичен, а прогресс в урегулировании с Азербайджаном с реальными результатами в виде Вашингтонской декларации, парафирования текста мирного соглашения, спокойствия на границе и частичной разблокировки коммуникаций характеризуют его как флагмана необходимых, пусть подчас и болезненных, перемен.
И, пожалуй, именно эти характеристики Пашиняна обеспечивают ему успех и в борьбе с армянской церковью. Да, пока рано говорить о безоговорочной победе, однако можно констатировать блокирование всех политических инициатив Эчмиадзина. В 2024 году был успешно остановлен марш на Ереван, предпринятый главой Тавушской епархии Багратом Галстаняном. В этом же году Галстанян и вовсе был упрятан за решетку. Вместе с ним были задержаны и другие представители церкви, призывавшие к ликвидации законной власти.
Все эти шаги Пашиняна, равно как и нападки на католикоса, не вызвали бурю возмущения в армянском обществе. А самым ярким показателем поддержки антицерковного курса правительства стала победа «Гражданского договора» на местных выборах в Вагаршапате – укрупненной общине, в которую входит и Эчмиадзин.
Еще ранее глава правительства предложил изменить порядок избрания Католикоса всех армян, предусматривая ключевую роль государства в этом процессе, и заявил о намерении лично возглавить движение по его смещению. А уже накануне армянские СМИ сообщили: Никол Пашинян в узком кругу сказал, что уже сформирована группа священнослужителей, которая работает в интересах властей и разрабатывает план действий.
Сгущающиеся над Гарегином II тучи заставили его провести на днях собрание епископов. Что-то подсказывает, что епископы обсуждали не проактивную, а реактивную повестку, то есть думали не о том, как сместить светскую власть, а скорее о том, как сохранить свою духовную, сильно смешанную с финансовой. Если это так, то в этом огромная заслуга Пашиняна, который поставил католикоса в позицию защищающегося.
Если подытожить, то у Пашиняна в борьбе с оппозицией и Гарегином пока сохраняется преимущество. Однако он должен продолжать и даже усиливать титаническую работу, с одной стороны наращивая свою политическую привлекательность, а с другой пресекая все возможные провокации, направленные на насильственную смену власти.







