Олимпиада в Париже: печальный праздник жизни Аналитика Артема Кирпиченка
В 2016 году французы были счастливы узнать, что их столица была избрана местом проведения летней Олимпиады 2024 года, однако, как это часто бывает, чем ближе Игры, тем сильнее рядовые граждане принимающей стороны чувствуют себя чужими на этом празднике жизни.
Дотошные журналисты сравнили, что правительство Эмануэля Макрона обещало сделать для успешного проведения игр и что оно смогло реализовать на практике. Результат вряд ли порадует поклонников спорта, которые съедутся в столицу Франции со всего мира.
Начнем с самого важного — цен на билеты. Макрон обещал, что они будут доступны, но, наверное, он имел в виду своих друзей-миллионеров. Если билет на Олимпийские игры в Токио в 2021 году стоил 19 евро, то минимальная цена на состязания в Париже начинается с 24 евро. Впрочем, таких билетов относительно немного, не больше миллиона. Еще 5 миллионов билетов предлагается по 50 евро, а цены на остальные колеблются от 480 до 990 евро. Впрочем, не только в деньгах счастье. Французские власти заявляли, что церемония открытия игр будет доступна для всех, но в реальности на нее смогут попасть не более 326 тысяч человек из 15 миллионов ожидаемых гостей Парижа.
Серьезной проблемой является и состояние парижского общественного транспорта. Обещанная линия метро к аэропорту «Шарль де Голль», конечно же, будет завершена, но... к 2027 году, когда Олимпиада останется только в воспоминаниях ее участников. Из множества новых линий метро и электричек, которые должны быть запущены до лета 2024 года, на практике начнет функционировать только 14-я линия до Орли. Вместо обещанного бесплатного проезда в парижском транспорте для всех купивших билеты на соревнования жителей и гостей Парижа ждет резкое увеличение стоимости проезда. Так, разовый билет вырастет с 2,1 евро до 4 евро, дневной билет будет стоить 16 евро, а недельный проездной обойдется в 70 евро. Всё это объясняется инфляцией, из-за которой выросла стоимость проведения игр. Как сказала одна местная жительница: «Многие люди покупают именно [разовые] билеты, например, те, кто не ездит каждый день. Приехавшие болельщики, скорее всего, будут покупать не проездные. Они об их существовании даже не узнают. Я слышала, что спекулянты скупают сейчас билеты на метро, чтобы продавать их дороже во время Олимпиады».
Одновременно с Олимпиадой в Париже должны пройти и Паралимпийские игры, но с ними тоже далеко не всё в порядке. Лишь 13 из 303 парижских станций метро доступны для инвалидов в колясках. В построенной в Сен-Дени Олимпийской деревне для инвалидов стоимость одного квадратного метра достигает 6500 евро, что едва ли будет доступно для людей с ограниченными возможностями. Застройщики уже жалуются, что темпы продаж не соответствуют их ожиданиям, но не намерены снижать цены.
Впрочем, условия жизни и для обычных спортсменов вряд ли способны порадовать гостей Олимпиады. Французские пользователи социальных сетей пишут, что в квартирах Олимпийской деревни отсутствуют кондиционеры. Вместо них предполагается выдать вентиляторы, что явно недостаточно для комнат в 12 квадратных метров на двух человек. Матрасы изготовлены из переработанной лески, а кровати — из картона. На четырех человек предполагается один санузел. При фактическом отсутствии вентиляции температура в помещении вряд ли опустится ниже 28 градусов. «Вот так Макронистан будет принимать олимпийских атлетов со всего мира на Играх 2024 года! Какой позор! Цель — ещё раз унизить и оскорбить Францию на весь мир!», - заявил лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо.
В ходе последних расследований в прессу просочилась информация, что олимпийские объекты во Франции возводятся иностранными рабочими, условия труда которых можно назвать рабскими. Строители, приехавшие преимущественно из Демократической Республики Конго и Мали, указывают, что они работают без контрактов, оплачиваемых отпусков, сверхурочных и платежных ведомостей. За свои деньги им приходится покупать средства защиты. На стройках Олимпиады на данный момент зафиксированы 87 несчастных случаев, один из которых со смертельным исходом.
Между тем для французов предстоящие игры стали шансом хоть немного улучшить условия своей занятости. За месяц до начала Олимпиады забастовали парижские мусорщики, которые потребовали дополнительные 400 евро к зарплате до начала игр и еще надбавку в 1900 евро на время проведения состязаний. С аналогичными требованиями недавно выступили и парижские полицейские. Правительство Эмануэля Макрона последовательно наступало на трудовые права французов, и эти требования для него абсолютно неприемлемы, но перспектива превращения столицы в клоаку в дни Олимпиады заставила власти начать переговоры с забастовщиками и приступить к поискам компромисса.
Экология — это одна из самых острых проблем парижской Олимпиады. Несмотря на миллиард евро, потраченный на строительство очистных сооружений, 13 из 14 проб воды в Сене показывают, что она непригодна для плавания. Впрочем, Макрон продолжает бодриться и готов лично, подражая Мао Цзэдуну, броситься в воду. В свое время русский путешественник Николай Карамзин написал, что «Париж воняет». Возможно, что сегодня с ароматами в культурной столице Европы стало лучше, но теперь гости французской столицы жалуются на повсеместные полчища клопов и крыс.
Власти вынуждены открыто расписаться в своем бессилии. По словам заместителя мэра Парижа Эммануэля Грегуара, «никто не может быть в безопасности. Они могут поймать вас в любом месте и вернуться с вами домой, и вы не будете догадываться об этом. Борьба с клопами — это ад». Сегодня пассажиры парижского метро предпочитают ездить стоя, опасаясь прикасаться к сидениям. В кинотеатрах кресла обрабатываются химикатами после каждого сеанса, но, похоже, без особого успеха. Парижские насекомые за столетия эволюции развили иммунитет к ядам. Клопы атакуют в любое время суток в магазинах, музеях, кафе. Пожалуй, единственное учреждение Франции, которое не отрапортовало о наличии клопов, — это Елисейский дворец, видимо, одно кровососущее плохо уживается с другими.
В безвозвратные расходы стоит списать и два миллиона евро, потраченные на борьбу с крысами. Власти честно признали, что бессильны бороться с этой напастью. Это вызвало одобрение французских защитников природы, призвавших к сосуществованию с грызунами. По их словам, «нынешние меры неэффективны и жестоки. Формирование рабочей группы для поисков новых методов и экспериментов с ними необходимо. Мы поддерживаем альтернативные методы борьбы с вредителями».
Если с войну с клопами и крысами Макрон безнадежно проиграл, то куда успешнее у него прошла кампания по зачистке Парижа от собственных сограждан. Правозащитные организации обращают внимание, что власти начали кампанию по зачистке Парижа от «неблагополучных элементов общества». Мигрантов, знаменитых парижских клошаров, людей, ожидающих социального жилья, грузят в автобусы и депортируют в провинциальные города. Так, совсем недавно был «эвакуирован» сквот в Витри-сюр-Сен, крупнейший сквот в Иль-де-Франс, где проживало до 450 человек. Это создает проблемы и для населения периферии, для которого наплыв представителей самых незащищенных слоев населения означает ухудшение и без того сложной ситуации с безработицей, и для самих депортируемых. Ведь в новых местах им куда сложнее найти работу и получить доступ к социальным службам.
Впрочем, лишними на спортивном празднике Макрона оказались и обычные парижане из среднего класса. На время Олимпийских игр в Париже будут введены QR-коды. Только по ним будет разрешен проход на некоторые улицы за 2,5 часа до старта соревнований, и за час до их завершения. Некоторые станции метро будут закрыты, а министр транспорта Клеман Бон предложил парижанам на время игр уехать из города и перейти на удаленный режим работы.
Нет оснований считать, что Олимпийские игры в Париже не состоятся. Они проходили всегда, несмотря на те или иные затруднения. Но нынешнее мероприятие будет праздником не для простых французов и любителей спорта, которые приедут из-за границы, а для подрядчиков, которые сколотили миллионы на строительных заказах, небольшой прослойки сверхбогачей и французской власти, которая, подобно тоталитарным режимам, превратит Олимпиаду в огромную пиар-акцию, изнанка которой окажется в тени от ярких огней софитов.