twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Остров хаоса Аналитика Лиманского

13 Марта 2024 16:03

Банды заставили премьер-министра Гаити уйти в отставку. США направили к острову элитную группу спецназа. Кто развязал насилие на улицах гаитянских городов и что будет дальше?

Вся власть – бандитам?

Гаити является одним из самых бедных государств мира, и это — главная причина хронической социальной и политической напряженности на острове. Но то, что происходит в гаитянской столице Порт-о-Пренсе сейчас, беспрецедентно даже по местным меркам.

С начала марта местные банды начали настоящие военные действия, атаковав правительственные объекты и учреждения. В стране было введено чрезвычайное положение и комендантский час, но это не помогло. К 9 марта вооруженные группировки окружили столицу Гаити. На сегодня они контролируют около 80% территории страны, включая большую часть столицы — город Порт-о-Пренс.

В самом Порт-о-Пренсе боевики нападают на государственные учреждения, суды, центральный и коммерческие банки. Впрочем, атаки на здание МВД и президентский дворец были отбиты национальной полицией, нападавшие понесли потери убитыми. Но разграблению или вандализму подверглись школы, больницы, министерства сельского хозяйства и культуры, гипермаркеты, Национальная полицейская академия. По меньшей мере 9 полицейских участков были разгромлены или сожжены. По некоторым данным, из тюрем были освобождены или смогли бежать более 3 тысяч заключенных. Но есть информация и о гибели заключенных. Также сообщается о грабежах в порту, из-за чего может быть поставлено под угрозу снабжение населения Гаити продуктами из гуманитарной помощи. Банды атаковали международный аэропорт, нападение удалось отбить, но авиасообщение было прекращено. Американцы на вертолете эвакуировали часть своего посольства, посол ФРГ и все представители ЕС также покинули Гаити. Только за последнюю неделю февраля 15 тысяч гаитянских беженцев устремились в соседнюю Доминиканскую Республику. 3 марта стало известно, что на Гаити уже развернута Группа антитеррористической безопасности морской пехоты США.

Борьбу с бандитизмом осложняет то, что в 1994 году армия Гаити была демобилизована. Президента у Гаити сегодня нет, также отсутствует и парламент. Страной управляет премьер-министр Ариэль Анри, представитель социал-демократической партии «Патриотическое единство». Но он в момент эскалации насилия отсутствовал на Гаити, а затем его самолет не смог приземлиться в аэропорту, атакованном мятежниками. При этом спусковым крючком нынешней вспышки насилия стало обещание главы правительства Гаити провести в середине 2025 года выборы. Парадоксально, но именно намерение Ариэля Анри вернуть страну к процедурам демократии вызвало столь своеобразные «протесты».

В ответ на слова о предстоящих выборах глава группировки «Семья и союзники G9» Джимми Шеризье пообещал начать в стране гражданскую войну. И свое слово бандиты из G9 сдержали. Что происходит?

Политизированный бандитизм

Дело в том, что преступные организации Гаити — это не просто шайки грабителей, похитителей людей и убийц. Это важный политический фактор в жизни страны. Фактически они представляют собой нечто среднее между криминальными группировками, военизированным ополчением и политическими партиями.

В 1950–70-х годах опорой режима диктатора Дювалье была организация тонтон-макутов, представлявшая собой смесь политической полиции, мафии и «эскадронов смерти», круто замешанную на мистических культах «вуду» и черном расизме.

В 1993 году был создан «Революционный вооруженный фронт прогресса Гаити» (FRAPH), поддерживавший военную хунту и терроризировавший сторонников левого президента Жана-Бертрана Аристида. Несмотря на «революционное» название, FRAPH представляла из себя организацию с крайне правой идеологией. И нет противоречий в том, что страну с преобладающим чернокожим населением долго контролировали ультраправые банды. Основа их политической платформы, если ее так можно назвать, — стремление все решать путем насилия, ненависть к левым и готовность служить местной олигархии, иногда — антиамериканизм. Зачастую такого рода банды были тесно связаны с государственной полицией.

В 2004 году боевики FRAPH наряду с бандой «Армия каннибалов» (впоследствии — организация «Фронт сопротивления Гонаива») участвовали в повторном свержении президента-священника Аристида. Президент Гаити в 2011–2016 годах, бизнесмен Мишель-Жозеф Мартейи считал FRAPH своим союзником.

Преемником Мартейи на президентском посту стал его друг, «банановый король» Гаити Жовенель Моиз.

Легализация организованной преступности

В этом крутом водовороте насилия и политики со временем и вышел на первые роли организатор нынешних беспорядков Джимми Шеризье. В узких кругах Джимми известен еще по прозвищу «Барбекю», догадаться о происхождении этой клички несложно. Будущий лидер группировки «Семья и союзники G9» служил в элитном подразделении Гаитянской национальной полиции, но по совместительству создал собственную бандитскую организацию. В ноябре 2017 года в бедняцком районе Порт-о-Пренса, бывшем одним из эпицентров протестов против президента Жовенеля Моиза, произошла жуткая резня. Местные бандиты и предположительно переодетые сотрудники полиции расстреляли, зарубили мачете и сожгли живьем 71 человека. В ООН посчитали, что организатором этой бойни является Джимми Шеризье, после чего в отношении него (единственного гаитянина) были введены международные санкции, а сам «Барбекю» уволен из полиции.

В 2020 году Джимми Шеризье анонсировал создание новой преступной организации — «Семья и союзники G9», причем в духе времени — через канал G9 на Ютубе. Тогда же он даже потребовал юридического признания своей организации, в поддержку чего организовал вооруженную демонстрацию на улицах столицы. Первоначально в группировку G9 вошло 9 банд, но сейчас этот список расширился. Бандитский альянс во главе с Джимми «Барбекю» стал самым могущественным криминальным объединением среди 95 банд Гаити.

От 30 до 50% членов банд являются несовершеннолетними, бандитами становятся жители пораженных хронической нищетой и социальной безнадежностью бедняцких кварталов. Основой дохода организованной преступности на Гаити является похищение людей, торговля оружием и наркотиками. Киднеппинг стал прибыльным бизнесом, в последнее время на Гаити похищалось до 5 человек в день. При этом эксперты считают, что в большинстве случаев родственники похищенных вообще боятся обращаться в полицию из-за угроз похитителей. От похищения не застрахованы ни богатые, ни бедные, ни монахини, ни священники. Из-за бандитских войн более 300 тысяч гаитян стали внутренними беженцами, вынуждены жить в спортзалах и тому подобных местах. Гуманитарную помощь для них приходилось доставлять вертолетами, при наземной доставке ее захватывали банды.

Однако Джимми Шерезье не просто бандитский «авторитет», он претендует еще и на роль социального лидера в контролируемых им округах Порт-о-Пренса. Так, он курировал доставку еды беднякам городских трущоб. Это вписывается в популярный в Южной Америке, да и в других регионах мира образ «народного бандита». А еще районы из сферы влияния группировки являются одними из самых плотно населенных, что делает их весьма весомыми при выборах. И контроль над прилегающими к Порт-о-Пренсу коммунами позволял Джимми и G9 блокировать гаитянскую столицу, чем он впоследствии и воспользуется.

При этом «Семье и союзникам» приписывали еще целый ряд массовых убийств, совершенных то ли в ходе бандитских войн, то ли для терроризирования противников президента Моиза. Оппозиция обвиняла Жовенеля Моиза в коррупционной нефтяной сделке с Венесуэлой и в незаконном продлении своих полномочий. В пользу связей «Семьи и союзников G9» с президентом Моизом приводили то обстоятельство, что полиция не заводила уголовных дел по факту этих преступлений. А министр юстиции Люкман Делиль, резко выступивший против «Семьи и союзников G9», был отправлен президентом Моизом в отставку.

Смерть президента

Однако внезапно лидер самой могущественной на Гаити федерации банд сам резко выступает против действующего президента. 23 июня 2021 года Джимми Шерезье записывает видеообращение в окружении молодых людей в масках, с автоматическими винтовками и мачете в руках. В нем он вспоминает героев национально-освободительной борьбы на Гаити. И призывает к «вооруженной революции» против государства, правительства и даже существующей оппозиции. 

Шеразье приглашает народ вступать в ряды его организации, которая единственная может заполнить вакуум власти, образовавшийся при слабом правительстве. Своими врагами Джимми «Барбекю» объявил всю элиту страны, включая гаитянскую олигархию и буржуазию. Боевики с энтузиазмом аплодируют своему лидеру, некоторые — хлопая ладонью о плоскую часть клинка мачете. При этом оппозиция забила тревогу, приняв угрозу «вооруженной революции» прежде всего на свой счет. Лидер G9 потребовал отставки президента Моиза, но одновременно призвал к «национальному диалогу» для спасения страны.

А спустя две недели президент Гаити Жовенель Моиз был убит. Группа киллеров захватила главу государства прямо в его домашней резиденции. Нападавшие заявили охране, что они являются сотрудниками Управления по борьбе с наркотиками США и проводят соответствующую операцию. После жестоких пыток президента Гаити расстреляли из «кольта», также ранив его супругу, которая была доставлена в госпиталь с тяжелыми ранениями. В прессу просочилась информация о том, что некоторые из нападавших говорили по-английски с американским акцентом, другая часть наемников была колумбийцами.

За несколько месяцев до этого группа американских законодателей направила госсекретарю США Энтони Блинкену письмо, в котором выражала «озабоченность» правлением Жовенеля Моиза.

За сутки до убийства президент Моиз назначил премьер-министром Ариэля Анри, который должен был провести через два месяца новые президентские выборы. Анри возглавляет правительство до сих пор, а выборы так и не состоялись. Главный прокурор Порт-о-Пренса обвинил в убийстве президента Ариэля Анри, но вскоре после этого был снят с должности. В 2022 году между G9 и конкурирующей бандой G-Pep разгорелась война за контроль над одним из районов Порт-о-Пренса. Впоследствии лидер «Семьи и союзников» заявил, что они перестали воевать и стали с G-Pep «одним целым». В том же году Джимми Шерезье организовал топливную блокаду на Гаити, требуя отставки премьер-министра и амнистии для своей группировки, а также постов для членов банды G9 в правительстве. Справедливости ради надо отметить, что в блокаде порта участвовали не только гангстеры, но и обычные жители, недовольные отменой государственных субсидий на топливо.

А следующий год был отмечен еще большей вспышкой уличного насилия. По данным ООН, в 2023 году 4789 человек было убито и 2490 — официально похищено. На 100 000 гаитян приходится свыше 40 убитых, что более чем вдвое превысило уровень насильственных смертей в 2022 году.

Уже в 2022 году премьер Ариэль Анри запросил международную военную помощь для борьбы с преступностью. В августе 2023 года Джимми Шерезье заявил, что он приветствовал бы иностранные войска, которые арестовали бы премьер-министра и коррумпированных политиков и полицейских и обеспечили бы безопасность и возрождение страны. Но если миротворцы станут чинить насилие, как это было в ходе прошлых интервенций на остров, гаитяне восстанут.

А в декабре 2023 года на Гаити вернулся Ги Филипп, бывший начальник полиции Гаити при Аристиде и организатор свержения этого прогрессивного президента в 2004 году, лидер крайне правой партии «Фронт национальной реконструкции», образованной в том числе и на основе военизированной группировки FRAPH. В 2017 году Ги Филипп был экстрадирован в США, несмотря на сенаторский статус неприкосновенности, и приговорен к 9 годам за торговлю наркотиками. Но теперь досрочно освобожден, после чего и заявил о намерении сделать на Гаити «мирную революцию». С начала 2024 года насилие на Гаити достигло апогея, в наступившем году в среднем убивали по 18 человек.     

Долгий переходный период

В феврале этого года у Ариэля Анри заканчивался срок полномочий после назначения его премьер-министром. 29 февраля банды G9 и G-Pep заключают соглашение об образовании единой организации Vivre Ensemble («Живущие вместе»). 1 марта премьер Анри в Найроби подписывает соглашение о вводе на Гаити тысячи кенийских миротворцев. Решение ООН об отправке на Гаити кенийского контингента было принято еще осенью, но почему-то сильно затягивалось, финансирование и логистику операции должны были обеспечить США.

Воспользовавшись отсутствием главы правительства, банды подняли восстание с требованием отставки Анри. Вероятно, проведение выборов действующим правительством не устроило ни Джимми Шеризье с его группировками, ни стоящие за ним силы. 5 марта лидер «Семьи и союзников G9» потребовал, чтобы премьер-министр покинул свой пост, угрожая гражданской войной, которая «приведет к геноциду». 6 марта Соединенные Штаты призвали Анри «ускорить переход» к новой «структуре управления» и организовать «свободные и справедливые выборы». 7 марта госсекретарь Блинкен лично по телефону звонил Анри, предлагая ему ускорить «политический переход».

Гаитянская оппозиция назвала членов банд повстанцами и выработала свой план передачи власти. При этом президентом переходного совета предлагается назначить Ги Филиппа. Переходный период должен продлиться 18 месяцев. Примерно за такое же время, до 31 августа 2025 года, Карибскому сообществу обещал провести выборы и премьер Анри, но оппозиция тогда возмутилась таким сроком.

11 марта на Ямайке состоялась внеочередная сессия стран Карибского сообщества (КАРИКОМ), в которой также участвовали представители США, Франции, Канады и ООН. Основной темой встречи стала ситуация на Гаити. Вашингтон на встрече представлял госсекретарь США Энтони Блинкен. А вот премьер-министра Анри на Ямайке не было — он продолжал находиться в Пуэрто-Рико (США) под охраной ФБР и общался с участниками встречи дистанционно. В тот же день премьер-министр Гаити сообщил Энтони Блинкену о своей отставке. Госсекретарь в ответ сообщил Анри, что он может оставаться в Пуэрто-Рико.

12 марта 74-летний Ариэль Анри уже сам, не без пафоса, заявил о своей отставке, сказав следующее: «Правительство, которое я возглавляю, не может оставаться равнодушным к этой ситуации. Как я всегда говорил, никакая жертва не может быть слишком велика для нашей родины, Гаити». Нынешнее правительство должно сохраняться до введения в действие рекомендаций по переходному периоду. Затем предполагается сформировать переходный совет, «включающий широкую группу гаитянского гражданского общества». Войдут ли в него представители банд — не сообщается.

Но Джимми Шеризье происходящее не устроило. И несмотря на то, что  11 марта в округе Порт-о-Пренс было относительно тихо, он выступил с новыми предупреждениями против попытки решить кризис с помощью традиционных политиков и иностранных войск. Лидер движения банд заявил: «Сегодня это ясно, что именно жители рабочих кварталов и гаитянский народ в целом знают, через что они проходят. Это те же самые люди, которые должны взять свою судьбу в свои руки, чтобы выбрать своих лидеров...»

По мнению Шеризье, гаитянцы смогут это сделать только с помощью союза банд Vivre Ensemble. Но похоже, что в Порт-о-Пренс все же прибудет иностранный вооруженный контингент для поддержки национальной полиции. По крайней мере, США пообещали выделить на эту операцию 100 миллионов долларов.

Но, безусловно, по-настоящему решить проблему разгула насилия и преступности в Гаити можно только путем ликвидации вопиющей бедности, создания жизнеспособной национальной экономики и более справедливого распределения доходов. 

Кстати, Гаити является бывшей французской колонией и единственным государством в Западном полушарии, преимущественно разговаривающим на французском языке. Однако особого интереса к событиям на Гаити в Париже не проявляют. Ведущую роль в политических процессах тут играют Соединенные Штаты. Во встрече КАРИКОМ на Ямайке 11 марта участвовали и представители Франции. Но это был не глава МИД, а государственный секретарь по развитию, франкофонии и международному партнерству Хрисула Захаропулу. И похоже, что участие Франции в чрезвычайной сессии ограничилось общими фразами о поддержке и так далее. 

На Гаити проживает 1388 французов, во Франции — гаитянское сообщество составляет 87 тысяч человек. Но, вероятно, Парижу гораздо ближе вмешательство в дела суверенных государств на Южном Кавказе и в некоторых других регионах?          

Caliber.Az
Просмотров: 3346

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
Cамые читаемые
1

Снос аварийных зданий и новые стройки: будущее жилого фонда Баку Обзор Хазара Ахундова

7303
14 Декабря 2024 09:33
2

Новшество на бакинских автобусных остановках Для удобства пассажиров / ФОТО

3685
16 Декабря 2024 15:57
3

В Астраханской области зарегистрировано 19 азербайджанских компаний

3383
15 Декабря 2024 11:26
4

Грузия: новый президент и западное принуждение к подчинению Статья Владимира Цхведиани

3282
14 Декабря 2024 15:26
5

Кто пишет сценарий реваншизма в Ереване Разбор скандального отчёта

2936
16 Декабря 2024 11:25
6

Две молодые звезды Турции будут играть в одной команде? ФОТО

2625
14 Декабря 2024 17:22
7

Армения и ОДКБ: Москва берет курс на жесткие меры? Способов приструнить Ереван достаточно

2368
16 Декабря 2024 17:20
8

Армяно-израильские отношения: хроника перманентного кризиса Обзор Артема Кирпиченка

2210
15 Декабря 2024 10:25
9

Фактор Орбана для Европы и Южного Кавказа Критиканы враз приумолкли

2098
16 Декабря 2024 16:01
10

МЕРКОСУР и «сельская революция» в ЕС Новый Свет vs Старый Свет

1723
14 Декабря 2024 17:00
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading